Раздел 2

 

90 Вера Инбер и ее «Ленинградский дневник».

«Писательница В.М. Инбер у дома, разрушенного в апреле 1942 г. на ул. Льва Толстого».
ГА РФ. Ф. Р-7021. Оп. 128. Д. 84. Л. 18.

Почти три года. Ленинградский дневник.
— М., 1946.

Почти три года. Ленинградский дневник.
— М., 2023.

Вера Михайловна Инбер (1890 – 1972) – русская, советская писательница, поэтесса, журналист и переводчик.

Во время Великой Отечественной войны она жила в Ленинграде. В августе 1941 г. В.М. Инбер приехала в город со своим мужем Ильей Давыдовичем Страшуном, который был назначен директором 1-го Медицинского института.

Основной темой произведений, созданных ею в годы войны, стала Ленинградская блокада. В декабре 1942 года она отдала в печать поэму «Пулковский меридиан». Тогда же в 1942-ом вышел сборник стихов «Душа Ленинграда». В 1946 г. за «Пулковский меридиан» Вера Михайловна получила Сталинскую премию.

В.М. Инбер читала свои стихотворения на заводах, в госпиталях, в воинских частях, выступала на радио. Во время блокады она вела дневник, старалась вносить в него события каждого дня. После войны эти записи легли в основу книги «Почти три года. Ленинградский дневник». Она неоднократно переиздавалась: первое издание вышло в 1946 г., последнее – в 2023 г.

В этом дневнике немного размышлений и оценок, в основном – описание событий: налеты, бомбежки, поездки на фронт и т.д.. Здесь же Вера Михайловна писала о работе, о творческих планах. В дневниках присутствуют и фронтовые сводки.

Дневник написан честно и пронзительно. Сегодня эту книгу «Почти три года…» также интересно читать, как и много лет назад.


91 Британский журналист Александр Верт о Ленинграде и ленинградцах.

Из вестника иностранной служебной информации ТАСС. Стенографическая запись тихоокеанского вещания из Лондона «Александр Верт о Ленинграде и ленинградцах». 26 января 1943 г.
ГА РФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 3367. Л. 58-62. Ротаторный экз.
Обложкки книг Александра Верта

Александр Верт (1901, Санкт-Петербург - 1969, Париж) - британский журналист и писатель, корреспондент газеты «The Sunday Times» и радиокомпании BBC (1941-1946), газеты «Manchester Guardian» (1946-1948) в Советском Союзе. Отец известного французского историка Николя Верта.

В качестве специального корреспондента «The Sunday Times» в июле 1941 года он прилетел в Москву. Журналист пробыл в нашей стране практически всю Великую Отечественную и почти каждый день записывал в свой дневник обо всем, что видел и слышал. Как отмечал сам Александр, он «находился в привилегированном положении; я родился в Петербурге и говорю по-русски как на родном языке». Поэтому он мог свободно и неофициально беседовать с большим количеством людей. Каждое воскресенье передача «Русские комментарии» А. Верта собирала у радиоприемников многомиллионную аудиторию в Англии, в оккупированной Европе и других странах. Журналист все делал для того, чтобы «рассказать Западу правду о военных усилиях советского народа». Советские власти ценили работу А. Верта и создавали благоприятные условия для того, чтобы он мог посещать фронтовые районы, освобожденные территории и встречаться с наибольшим количеством людей. Он не раз приезжал на самые тяжелые участки фронта. Он был на Смоленском фронте, в районе Сталинграда и в самом Сталинграде, в Харькове, Орле, Киеве, Одессе и Севастополе и т.д. Во время этих поездок он имел возможность встречаться со многими знаменитыми генералами, в том числе с В.Д. Соколовским, В.И. Чуйковым, Р.Я. Малиновским и др.

В Москве А. Верт познакомился с писателями К.М. Симоновым, А.А. Сурковым, И.Г. Эринбургом, М.А. Шолоховым, А.А. Фадеевым, Б.Л. Пастернаком; композиторами С.С. Прокофьевывм и Д.Д. Шостаковичем и многими другими (См.: А. Верт. Россия в войне. 1941-1945. С. 14-15).

Александр Верт был одним из первых зарубежных корреспондентов, побывавших в блокадном Ленинграде. Он провёл в городе пять дней - с 25-го по 29 сентября 1943 г., встречался с самыми разными людьми - от официантов и подростков до председателя Ленгорисполкома, посещал театры, Публичную библиотеку, побывал во Дворце пионеров, на Кировском заводе, в доме отдыха на Каменном острове, где в то время жили ослабленные дети и подростки и т.д. О некоторых подробностях этой поездки А. Верт рассказал в своем репортаже 26 января 1944 г. (см. док. в данной публикации).

В 1944 году журналист издал на английском языке свою книгу о поездке в осажденный Ленинград (Alexander Werth. Leningrad. London, 1944). Как отмечал автор, в ней он «дал по-человечески правдивый, полный и точный отчет о том, что происходило там во время голода» (А. Верт. Россия в войне. 1941-1945. Великая Отечественная глазами британского журналиста. М., 2023. С. 16). В сокращенном варианте эта книга была опубликована в 1984 г. в январском номере журнала «Звезда» (См.: Александр Верт. Ленинград. Сокращенный перевод с английского [и примеч.] Л. Азаровой и М. Шерешевской: [С предисл.] // Звезда. № 1. 1984. С. 83-114). На русском языке в полном объеме это произведение увидело свет только в 2011 г. под заглавием «Пять дней в блокадном Ленинграде. Впечатления о городе и его жителях английского журналиста и писателя».

Еще одна книга, которую Верт написал о Великой Отечественной войне - «Россия в войне. 1941-1945». Сначала она вышла в США в 1964 г., затем в Англии, Франции, ФРГ и других странах. В России это произведение было издано в сокращенной версии и небольшим тиражом в 1967 г. с предисловием автора. В дальнейшем оно не раз переиздавалось, последнее издание вышло в 2023 г.

В книге А. Верта «Россия в войне...» есть отдельная часть, которая озаглавлена - «Ленинградская эпопея». Здесь он рассказывает об истории города, пишет о том, в каких условиях оказались ленинградцы во время блокады, о «Ладожской дороге жизни», делится своими впечатлениями о поездке в Ленинград в сентябре 1943 г. Наиболее яркие эмоции у автора вызвало посещение Кировского завода и детского дома на Каменном острове. Вот как он это описал: «Накануне в детском доме отдыха на Каменном острове я разговаривал с одной девчуркой, по имени Тамара Туранова.

Это была девочка лет пятнадцати, очень бледная, худенькая и хрупкая, явно истощенная. К ее черному платьицу была прикреплена на зеленой ленточке медаль «За оборону Ленинграда».

«Где ты ее получила?» - спросил я. По ее бледному личику скользнула слабая улыбка: «Я не знаю, как его зовут, - сказала она. - Однажды на завод пришел какой-то дяденька в очках и дал мне эту медаль». - «На какой завод?» - «На Кировский, конечно», - удивилась она. «А твой отец тоже там работает?» - «Нет, - отвечала Тамара, - отец умер в голодный год, он умер 7 января. Я работаю на Кировском заводе с 14 лет, наверное, потому мне и дали эту медаль. Мы ведь находимся недалеко от фронта». - «А тебе не страшно там работать?» На ее личике появилась гримаса. «Да нет, к этому привыкаешь. Когда снаряд свистит, значит, он летит высоко. Вот когда он начинает шипеть, так и знай - жди беды. Конечно, бывают несчастья, и очень часто; иногда каждый день. Вот на прошлой неделе у нас был такой случай: снаряд попал в наш цех, и многих ранило, а две девушки-стахановки сгорели заживо». Девочка рассказывала об этом с ужасающей простотой, как будто если бы не погибли эти две девушки-стахановки, то все было бы не так уж серьезно. «А тебе не хотелось бы перейти на другой завод?» - спросил я. «Нет, - ответила она, покачав головой. - Я кировка, и мой отец был путиловцем, да ведь самое тяжелое теперь позади, так уж лучше оставаться здесь до конца».

Чувствовалось, что она говорит это вполне искренне, хотя можно было очень ясно представить себе, какое невероятное нервное напряжение пришлось пережить этому хрупкому существу. «А твоя мама?» - спросил я. «Она умерла до войны, - сказала девочка. - Но мой старший брат в армии, на Ленинградском фронте, и он часто, очень часто пишет мне письма, а месяца три назад он приходил к нам на Кировский завод с несколькими товарищами». При этом воспоминании личико ее просияло, и, посмотрев из окна дома отдыха на золотые осенние деревья, она заметила: «А знаете, как приятно пожить здесь немного». (А. Верт. Россия в войне. 1941-1945. Великая отечественная глазами британского журналиста. С. 223-224).

Произведения Александра Верта отчасти похожи на документальные фильмы, в которых есть отдельные сюжеты, зарисовки-описания, портреты, живые диалоги. В них автор честно, доверительно и детально пишет о событиях, людях, о своих впечатлениях.

Книги британского журналиста о Советском Союзе - это «горячая и искренняя дань признательности героическому советскому народу».


92 Судьба детей художника Валентина Серова.

В деле об эвакуации населения из города Ленинграда в фонде СНК СССР, среди сводок и телеграмм о продвижении эшелонов  и отгрузке продовольствия, есть письмо старшей дочери великого русского живописца Валентина Александровича Серова (1865–1911) – Ольги Валентиновны Серовой (1890–1946). Этот архивный документ – свидетельство трагической страницы нашей истории.

7 февраля 1942 г. Ольга Валентиновна обратилась к заместителю председателя СНК СССР Р.С. Землячке с просьбой оказать содействие в эвакуации из Ленинграда брата Антона и его семьи. (док. № 1)

О младшем сыне В.А. Серова известно немного. Антон Валентинович Серов родился в 1900 г., в 1910-1911 гг. лечился в клинике во Франции от костного туберкулеза, жил и работал в Ленинграде. Вместе с женой и 14-летним сыном, проживал по адресу Загородный проспект, д. 23, кв.11.

На обращение в правительство Ольгу Серову подвигли телеграммы брата, в которых он просил прислать с оказией хоть сколько-нибудь масла или жира и хлопотать о немедленной эвакуации его семьи из Ленинграда. Телеграммы были срочные, однако в условиях военного времени шли из Ленинграда в Москву целых две недели. «Каждый лишний день приближает их к гибели», – писала Ольга Серова.

11 февраля 1942 г. Ольге Валентиновне по телефону сообщили, что ее просьба передана на рассмотрение Комиссии по эвакуации населения из Ленинграда (док. № 2). Увы, помощь опоздала.  Антон Валентинович Серов и его жена Валентина Максимовна (1898 г.р.) погибли в феврале 1942 г. Точная дата смерти и место их захоронения неизвестны.

Сын Георгий после смерти обоих родителей был эвакуирован из Ленинграда на Кавказ. После войны он окончил операторский факультет ВГИКа, работал на Центральной студии документальных фильмов. Умер в Москве в 1992 г.


1. Письмо О.В. Серовой заместителю председателя СНК СССР Р.С. Землячке с просьбой об эвакуации из Ленинграда брата и его семьи. 7 февраля 1942 г.
ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 1454. Л. 8–8 об. Подлинник.

2. Записки сотрудника Комитета разгрузки СНК СССР А. Горшкова о передаче просьбы О.В. Серовой на рассмотрение Комиссии по эвакуации населения из Ленинграда. 11 февраля 1942 г.
ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 1454. Л. 9, 10. Автографы.
Упоминаемый в записке Горчаков А.А. – начальник Ленинградского территориального управления государственных материальных резервов при СНК СССР.

Серов В.А. Ольга и Антоша Серовы. 1906 г.
Картон, уголь, мел, сангина, цветные карандаши. Частное собрание. Из открытых источников.


Деятели искусств. Слева – Ольга Валентиновна Серова, рядом И.Э. Грабарь, в центре стоит М.С. Сарьян.

О.В. Серова. 1940-е гг.

Фонд Валентина Серова https://fondserova.ru/cherry-services/архив-фонда/.

93 Художники блокадного Ленинграда.

В тяжелые дни блокадной  зимы 1941–1942 гг. ленинградские художники создали ряд работ, посвященных героической обороне Ленинграда. Эти работы составили большую вставку, которая была развернута сначала в Ленинграде, а  в октябре 1942 г. – в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка получила высокую оценку художественной общественности и прессы.

По решению СНК РСФСР от 23 октября 1942 г. работы ленинградских художников, экспонировавшиеся на выставке, были приобретены в фонд Русского музея. Наркомфин РСФСР для этой цели выделил 350 тыс. рублей, в соответствии с оценкой, произведенной Государственной закупочной комиссией Комитета по делам искусств при СНК СССР. Всего было приобретено 68 произведений живописи, 165 графических работ и 29 скульптур. В их числе: работы «Святогор» и «Куликовская битва» И.Я. Билибина (умер от истощения 7 февраля 1942 г.), пейзажи В.В. Пакулина «Проспект 25 Октября», «У Адмиралтейства», «Вид на Эрмитаж» и др., графическая серия «Ленинград в блокаде» Н.И. Дормидонтова, цикл гравюр «Осажденный город» П.А. Шилинговского (умер от голода 5 апреля 1942 г.), барельеф «Сандружинница» скульптура А.В. Андреевой-Петошиной и многое др. (док. № 1-3)

После экспозиции 1942 г. ленинградские художники подготовили и открыли в Ленинграде новую выставку – «Ленинград в блокаде», также получившую высокую оценку общественности.

В сентябре 1943 г. Управление по делам искусств при СНК РСФСР обратилось в правительство РСФСР с просьбой об организации государственных заказов ленинградским художникам на создание художественных  произведений, отражающих оборону Ленинграда и Ленинградский фронт. В письме начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н.Н. Беспалова заместителю председателя СНК РСФСР Г.В. Перову говорилось: «Творческая деятельность ленинградских живописцев, графиков и скульпторов имеет не только большое политическое, но и историческое значение, как правдивое свидетельство очевидцев-современников героической обороны Ленинграда. Представляется несомненно целесообразным не прерывать этой работы ленинградских художников. Нужно также учесть, что государственные заказы вместе с тем явились бы существенной поддержкой для художников, перенесших большие лишения». Всего намечалось сделать 33 заказа, из них по живописи – 15, по графике – 10 и по скульптуре – 8.  (док. № 4)

Распоряжением СНК РСФСР от 14 октября 1943 г. Ленинградскому горисполкому было разрешено израсходовать в 1943 г. 150 тысяч рублей на создание художественных произведений, отражающих оборону города Ленинграда. (док. № 5)

В настоящее время работы ленинградских художников, созданные в тяжелые дни блокады, представлены на виртуальной выставке Русского музея «Да будет мерой чести Ленинград!».


1. Докладная записка начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н.Н. Беспалова и. о. председателя СНК РСФСР К.Д. Памфилову о приобретении в государственный фонд работ ленинградских художников, посвященных обороне Ленинграда. 16 октября 1942 г.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 3. Д. 718. Л. 13. Подлинник.
На документе помета: «За», но считаю, необходимо сосредоточить выставку в одном месте, с последующей передачей их Ленинградскому музею. (Подпись неразборчива – сост.)

2. Протокол заседания Московской закупочной комиссии по оценке выставки «Работы Ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». 13 октября 1942 г.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 3. Д. 718. Л. 8-12. Копия.

3. Постановление СНК РСФСР № 742 от 23 октября 1942 г. о приобретении в фонд Государственного Русского музея работ ленинградских художников, посвященных обороне Ленинграда». Приложение: список работ ленинградских художников, посвященных обороне Ленинграда.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 3. Д. 718. Л. 1, 2–7. Заверенная копия.

4. Докладная записка начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Беспалова заместителю председателя СНК РСФСР Г.В. Перову об организации государственных заказов ленинградским художникам на создание художественных произведений, посвященных обороне Ленинграда. 15 сентября 1943 г.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 4. Д. 2003. Л. 2. Подлинник.

5. Распоряжение СНК РСФСР № 1963-р от 14 октября 1943 г. о разрешении Ленинградскому горисполкому израсходовать 150 тысяч рублей на создание художественных произведений, отражающих оборону города Ленинграда за счет накоплений ленинградских предприятий искусств.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 4. Д. 2003. Л. 1. Заверенная копия.

Работы ленинградских художников из Русского музея.
Виртуальная выставка Русского музея «Да будет мерой чести Ленинград!».

Живопись

Кучумов В.Н. Набережная Невы у Зимнего дворца. 1942. ГРМ
Рутковский Н.Х. За водой. 1942. ГРМ
Серебряный И.А. Партизанский отряд. 1942 ГРМ

Графика

Белуха Е.Д. Зенитка на набережной Невы. 1942 ГРМ
Дормидонтов Н.И. Очистка города. 1942 г. ГРМ
Фитингоф Г.П. За водой на Неву. 1942. ГРМ

Скульптура

Андреева-Петошина А.В. Сандружинница. 1942. ГРМ
Лишев В.В. Автопортрет (Колка дров). 1942 ГРМ
Кирпичникова Т.С. Дети — помощники партизан. 1942. ГРМ

94 Выставка «Героическая оборона Ленинграда».

В Государственном архиве Российской Федерации хранится ряд документов, связанных с организацией и последующей ликвидацией Музея обороны Ленинграда. Эти материалы отложились в следующих фондах: Совет министров РСФСР (Ф. А-259), Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР (Ф. 10010), Правительство Российской Федерации (Ф. 10200).

Основой для создания музея послужила выставка «Героическая оборона Ленинграда», организованная в 1944 г. Военным советом Ленинградского фронта, Бюро городского комитета ВКП(б) и исполнительным комитетом Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.

1 февраля 1944 г. председатель Ленинградского горисполкома П.С. Попков[1]  обратился к председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР А.Н. Косыгину с просьбой утвердить организацию выставки и разрешить ее финансирование за счет местного бюджета. Соответствующее решение правительства было принято 15 февраля 1944 г. (док. № 1, 2)

Выставка «Героическая оборона Ленинграда» открылась 1 мая 1944 г. Она разместилась в Соляном городке[2], в помещении Ленинградского института усовершенствования учителей и части помещений Государственного музея социалистического сельского хозяйства по адресу: набережная реки Фонтанки, д. 10. Решением СНК РСФСР от 23 ноября 1944 г. эти помещения были переданы выставке. (док. № 3, 4)

К осени 1945 г. экспозиционная площадь выставки достигла 15 тыс. кв. метров. 10 сентября 1945 г. Ленинградский горисполком обратился в СНК СССР с ходатайством о преобразовании выставки в Музей обороны Ленинграда республиканского значения. В письме председателя Ленгорисполкома П.С. Попкова, адресованного  председателю СНК РСФСР А.Н. Косыгину, содержится  ценная информация о выставке. (док. № 6).

Экспозиция давала картину жизни и борьбы города и войск Ленинградского фронта за весь период войны. На выставке были представлены документы, картины, скульптура, макеты, личные вещи участников событий, военные трофеи и т. п. Это был, по сути, первый музей в нашей стране, посвященные Великой Отечественной войне.

В 1945 г. велись работы по строительству новых отделов выставки: «Артиллерия Ленинградского фронта», «Авиация Ленинградского фронта», «Краснознаменная МПВО Ленинграда», «Партизанский отдел», «Разгром немцев в Прибалтике и капитуляция Курляндской группировки противника».

За полтора года работы выставку посетило около полутора миллиона человек. В числе почетных гостей выставки были: председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин, писатель Алексей Толстой, советские ученые – участники юбилейной сессии Академии наук СССР, жена премьер-министра Великобритании г-жа Клементина Черчилль, представители военного командования союзников, дипломаты.

Превращение выставки в музей, - писал Попков – «позволит углубить научную и популяризаторскую работу, обеспечит создание должностей старших научных сотрудников, подымет ставки научного состава, позволит создать штат, соответствующий реальным нуждам». (док. № 6)

5 октября 1945 г. распоряжением СНК РСФСР выставка «Героическая оборона Ленинграда» была преобразована в музей «Оборона Ленинграда» республиканского значения первой категории. ( док. № 7) 

В 1949 г. музей временно закрыли для посетителей по причине необходимости обновить экспозицию. Скорее всего это решение связано с «Ленинградским делом» и объясняется недовольством члена Политбюро ЦК ВКП(б) Г.Н. Маленкова, который раскритиковал музей за принижение роли И.В. Сталина в войне и битве за Ленинград и выделение особой роли Ленинграда в войне.

Некоторые сотрудники музея подверглись репрессиям. Так, заведующий отделом военной техники Музея обороны Ленинграда Аркадий Федорович Иконников 14 октября 1950 г. был осужден Особым совещанием МГБ СССР на 5 лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую агитацию и хранение огнестрельного оружия. Иконников виновным себя признал лишь в том, что хранил и давал читать начальнику музея Спирину и его заместителю Мелентьеву брошюру Бориса Савинкова «Конь вороной», а также хранил пистолет системы «Браунинг». (док. № 9, 10) Сведения о А.Ф. Иконикова есть также на портале «Память народа».

Тем не менее, в 1949–1951 гг. в музее велась работа по составлению нового тематико-экспозиционного плана. Как следует из отчета о работе музея за 1951 г. особое внимание уделялось подбору ведущих цитат и текстов к вопросам тематического плана, для чего сотрудники музея «глубоко изучили» ряд произведений Ленина и Сталина. (док. № 11)

Помимо работы над новой экспозицией, широко проводилась работа по комплектованию музейных фондов, организовывались научные экспедиции в районы боевых действий. Среди собранных экспонатов – предмет особой гордости музейщиков –  экземпляр специального миниатюрного издания книги И.В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», сброшенный с самолета в расположение 5-й ленинградской партизанской бригады, а кроме того – гипсовой барельеф Карла Макса, сохраненный в период немецкой оккупации в подвале дома в деревне Соколок Ленинградской области партизаном 9-й бригады; личные вещи генерала армии Н.Ф. Ватутина и многое др. На заводах и фабриках, в клубах, пионерских лагерях и воинских частях сотрудниками музея читались лекции на тему «Товарищ Сталин – вдохновитель и организатор обороны Ленинграда» и «Забота товарища Сталина о Ленинграде и ленинградцах». (док. № 11)

На 1 января 1952 г. в фондах Музея состояло на постоянном учете 15 612 предметов, в том числе: картин – 156, скульптур – 64, вещественных экспонатов – 308, оружия и снаряжения – 776, документов – 2116, реликвийных книг – 83, альбомов – 37, рисунков – 310, плакатов – 1048, уникальных негативов – 306, фотографий – 10 408. В научном архиве Музея хранилось 154 подшивки армейских газет периода Великой Отечественной войн, комплекты центральных и областных газет и журналов за 1941-1947 гг. (док. № 11)

Несмотря на политически выправленную позицию музея, гонения на него продолжились. До сентября 1951 г. Музей обороны Ленинграда занимал здание по набережной реки Фонтанка, д. 10, площадью  свыше 16 тыс. кв. метров. Постановлением Совета министров СССР № № 3216-1523сс от 31 августа 1951 г. здание музея было передано военно-морскому ведомству. Фонды музея оказались рассосредоточены в трех различных местах. В результате, к началу 1952 г. музей, на правах арендатора, занимал всего 9 комнат с общей площадью 550 кв. м в филиале Центрального музея В.И. Ленина, 4300 кв. м в бывшем здании музея на Фонтанке, 10, а также 1500 кв. м в бывшей усыпальнице Петропавловской крепости.

Окончательно музей был ликвидирован, очевидно, осенью 1952 г. Во всяком случае, в распоряжении Совета министров РСФСР № 239-р от 21 января 1953 г. Государственный музей обороны Ленинграда назван «ликвидированным». В соответствии с этим распоряжением, фонды, научно-вспомогательные материалы, научный архив, библиотека, хозяйственное имущество музея были переданы другим организация: Государственному музею истории города Ленинграда, музею Великой Октябрьской социалистической революции (ныне – Государственный музей политической истории России) и учреждениям военного и военно-морского министерств СССР. (док. № 12, 13)

В апреле 1989 г. решением Ленгорисполкома вновь был образован Музей обороны Ленинграда в одном из залов бывшего Музея обороны (Соляной пер., 9) площадью около 600 кв. м. Официально он стал именоваться «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда».

В конце 1994 – начале 1995 г., в преддверии 50-летия Победы, в Правительство Российской Федерации стали поступать обращения общественности о реабилитации Музея обороны Ленинграда на государственном уровне и возвращении ему помещений, занимаемых Министерством обороны РФ. (док. № 14).

Однако мэрия С.-Петербурга не смогла выделить равноценные площади для перевода в них учреждений Минобороны России, в результате вопрос о расширении музея был снят с рассмотрения. (док. № 15)

[1] Попков Петр Сергеевич (1903–1950) – в 1938–1939 гг. первый заместитель, в 1939–1946 гг. председатель Ленинградского горисполкома, в 1946–1949 гг. первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). В августе 1949 г. арестован и в октябре 1950 г. расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован в 1954 г.
[2] Соляной городок – комплекс зданий, ограниченный набережной реки Фонтанка, Соляным переулком, улицами Пестеля и Гангутской.


1. Письмо председателя Ленинградского горисполкома П.С. Попкова председателю СНК РСФСР А.Н. Косыгину об организации выставки «Героическая оборона Ленинграда» как основы для создания музея исполкома Ленгорсовета «Героическая оборона Ленинграда». 1 февраля 1944 г.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 1788. Л. 1. Подлинник.

2. Распоряжение СНК РСФСР № 343-р от 15 февраля 1944 г. о разрешении Ленинградскому горисполкому организовать в 1944 г. выставку «Героическая оборона Ленинграда» за счет средств местного бюджета г. Ленинграда.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 1788. Л. 3. Заверенная копия.

3. Письмо заместителя председателя Ленинградского горисполкома Федорова председателю СНК РСФСР А.Н. Косыгину о передаче занимаемых выставкой «Героическая оборона Ленинграда» помещений Ленинградского института усовершенствования учителей и Государственного музея социалистического сельского хозяйства выставке «Героическая оборона Ленинграда». 6 ноября 1944 г.
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 1791. Л. 1. Подлинник.

4. Распоряжение СНК РСФСР № 2921-р от 23 ноября 1944 г. о передаче Ленинградскому горисполкому помещений Ленинградского института усовершенствования учителей и Государственного музея социалистического сельского хозяйства Наркомпроса РСФСР для размещения выставки «Героическая оборона Ленинграда».
ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 1791. Л. 3. Заверенная копия.

5. Письмо начальника Главного управления кадров НКО СССР Ф.И. Голикова секретарю Президиума Верховного совета СССР А.Ф. Горкину о ходатайстве Военного совета Ленинградского фронта об увековечивании памяти бывшего заместителя командующего 13-й воздушной армией генерал-майора авиации А.А. Иванова, погибшего на боевом посту, путем передачи его орденов на хранение на выставку «Героическая оборона Ленинграда». 19 июля 1945 г. Приложение: ходатайство командующего 13-й воздушной армией генерал-полковника авиации С.Д. Рыбальченко наркому обороны СССР от 23 мая 1945 г.
ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 60. Д. 8526. Л. 1. Подлинник; Л. 2. Заверенная копия.
Иванов Андрей Андреевич (1904–1944) – генерал-майор авиации (1942). С сентября 1941 г. – военный комиссар ВВС Ленинградского фронта. С ноября 1942 г. – заместитель командующего по политической части 13-й Воздушной армии на Ленинградском фронте. 22 октября 1944 года скоропостижно скончался на боевом посту в населённом пункте Любницы-Гжештов, Польша. В числе наград: орден Ленина (1942), два ордена Красного Знамени (1940, 1942), ордена Кутузова 1-й и 2-й степени (1944), медаль «За оборону Ленинграда».
На письме Голикова помета: «Ордена к нам до сих пор не поступили. 21/I-47 год».


6. Письмо председателя Ленинградского горисполкома П.С. Попкова председателю СНК РСФСР А.Н. Косыгину о преобразовании выставки «Героическая оборона Ленинграда» в «Музей обороны Ленинграда». 10 сентября 1945 г.
ГА РФ, Ф. А-259. Оп. 6. Д. 1260. Л. 3–3 об. Подлинник.

7. Распоряжение СНК РСФСР № 2522-р от 5 октября 1945 г. о разрешении Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР и Ленинградскому горисполкому преобразовать в 1945 г. выставку «Героическая оборона Ленинграда» в музей «Обороны Ленинграда» республиканского значения.
ГА РФ, Ф. А-259. Оп. 6. Д. 1260. Л. 1. Заверенная копия.

8. Экспозиция музея обороны Ленинграда. Из открытых источников.