Background Image

«Русская дорога в Альпах»

«Русская дорога в Альпах»

К 100-летию Русской часовни Св. Владимира на перевале Вршич

  В годы Первой мировой войны ожесточенные сражения австрийской и русской армий с августа 1914 г. происходили на территории входившей в состав Российской империи Польши, в Галиции, Карпатах и в Буковине.


Карта движения русских войск в Галиции во время Первой мировой войны.
1915/1916 гг.

Российский государственный архив древних актов


Стрелки форсируют вброд речку под поселком Магеров. Галиция.
Август 1914 г.
Фотограф неизвестен
Государственный архив Российской Федерации


Последний снаряд. Расчет на позиции. Отступление из Галиции.
1915 г.
Фотограф неизвестен
Государственный архив Российской Федерации


Артиллеристы на бивуаке. Галиция.
1915 г.
Фотограф неизвестен
Государственный архив Российской Федерации


Раненые русские военнопленные на железнодорожной станции в Польше.
1915 г.
Фотограф неизвестен
Информационное агентство России «ТАСС»

Большое количество русских солдат, попавших в плен, распределялось австрийским правительством по специально созданным поселениям на территории Австро-Венгрии, где они использовались на строительстве дорог и стратегически важных объектов. Правительство Российской империи было озабочено положением своих подданных, оказавшихся во вражеском плену. Специально созданный Комитет по оказанию помощи русским военнопленным при непосредственном участии императрицы Александры Федоровны предпринимал различные меры для поддержания воинов.


Запись в камер-фурьерском журнале о заседании Комитета по оказанию помощи русским военнопленным, находящимся во вражеских странах, под председательством императрицы Александры Фёдоровны, и список присутствующих лиц.
7 декабря 1915 г.

Российский государственный исторический архив


Плакат "Москва - русским воинам в плену. 31 октября - 1 ноября 1915".
С.А. Виноградов
Хромолитография. 1915 г.
Репродукция с плаката

РИА Новости


Решение Совета министров о выделении средств из казны в распоряжение Главного управления Российского общества Красного Креста для организации выдачи пособий русским военнопленным, находящимся в Австро-Венгрии.
18 декабря 1915 г.

Российский государственный исторический архив


Запись в камер-фурьерском журнале о представлении императрице Александре Федоровне сестер милосердия, направлявшихся в Австро-Венгрию для осмотра лагерей русских военнопленных.
16 июня 1916 г.

Российский государственный исторический архив.


Карта с обозначением расположения лагерей русских военнопленных в Австро-Венгрии, составленная по распоряжению заведующего центральным справочным бюро о военнопленных генерал-лейтенанта И.А. Овчинникова.
П.К. Головня
Петроград, 1916 г.

Государственный архив Российской Федерации

После вступления Италии в войну против Австро-Венгрии словенские земли Крайна и Горишка оказались в прифронтовой зоне. Дорог в горах для снабжения действующей армии не хватало, и австрийское командование срочно приступило к строительству новых дорог - шоссейных и железных. Было принято решение построить дорогу через перевал Вршич, от Краньской Горы до долины реки Сочи, куда вела только горная тропа. Первые 25 военнопленных сибиряков попали в Краньску Гору уже в сентябре 1914 г. и тогда же начались подготовительные работы к строительству горной дороги на Вршич. За ними последовали все новые и новые партии пленных с восточного фронта.


Дом Карла Римля - руководителя строительства военной дороги через перевал Вршич.
Б/д
Фотограф неизвестен
Музей долины Верхней Савы в г. Есенице


Русские военнопленные на работах при штабе 15-го корпуса австро-венгерской армии (рядом с деревней Кнежа в долине реки Бача, севернее Краньской горы).
Б/д
Фотограф неизвестен
Толминский музей, коллекция Людвига Шперноля


Военнопленные, работающие над созданием системы пещер вдоль дороги за Толминскими высотами.
Б/д

Фотограф неизвестен
Кобаридский музей

В конце лета 1915 г. австрийским войскам удалось остановить итальянское продвижение вперед, и тогда стало ясно, что войсковые соединения должны будут зимовать в условиях высокогорья. Необходимо было в короткий срок построить всю инфраструктуру, которая бы обеспечила армии жилье и возможность снабжения. Дороге на Вршич отводилась ключевая роль. На ее строительстве были заняты только русские военнопленные, разделенные по 25 человек в группе. По различным свидетельствам на строительство дороги в район Краньской Горы в 1915 г. было привезено от 10000 до 12000 военнопленных, главным образом, русских. Точной статистики, сколько русских военнопленных попало в Словению и окончило свои дни на этой земле, вероятно, никогда уже не удастся получить.


Барачный поселок военнопленных, расположенный на южной стороне перевала Вршич.
1917 г.

Музей долины Верхней Савы в г. Есенице


Военнопленные вместе с двумя австро-венгерскими поварами и офицерами в одном из лагерей у подножия перевала Вршич.
Б/д
Фотограф неизвестен
Кобаридский музей


Русские пленные во время строительства дороги на перевале Вршич.
1917 г.
Фотограф неизвестен
Музей долины Верхней Савы в г. Есенице

Гражданские строители и местные жители, хорошо знавшие капризы здешних гор, не раз предупреждали руководство строительства дороги о большой опасности схода снежных лавин в окрестностях дороги. Единственным средством защиты, на возведение которого согласилась администрация, стали деревянные навесы. Над бараками построили огромный деревянный мост, который был бы способен защитить их при сходе лавины, изменив направление ее движения в сторону от домов.

Трагедия случилась 8 марта 1916 г. с южного склона Мойстровки и Робичья внезапно сорвалась огромная снежная лавина - тонны снега обрушились на противолавинные щиты, которые, не выдержав натиска, рухнули, смяв под собой всех рабочих. Масштаб катастрофы стал понятен только, когда снег растаял. Когда снег сошел, погибших стали развозить на различные кладбища, больше всего в Краньску Гору, в братскую могилу на том месте, где была возведена Русская часовня, некоторых хоронили в отдельных могилах прямо на склонах.


Группа спасателей, отправленная на перевал Вршич после сходов лавины 8 и 12 марта 1916 г.
16 марта 1916 г.
Фотограф неизвестен
Музей долины Верхней Савы в г. Есенице


 
 

Предметы, сделанные русскими военнопленными во время пребывания в лагере недалеко от г. Есеница:
1. Бутыль, содержащая фрагмент модели Русской часовни на перевале Вршич.
2. Перстень.
3. Шкатулка.
[1916]

Музей долины Верхней Савы в г. Есенице


В условиях военного положения данные о жертвах были засекречены, поэтому, запись об их количестве, делалась, скорее всего, по слухам и предположениям. По прошествии многих лет после тех событий, можно с уверенностью сказать, что в марте 1916 г. сошедшие с гор две снежные лавины, унесли жизни около 200 русских военнопленных. Имена некоторых военнопленных сохранились в списках погибших в Юлийских Альпах и захороненных в долине реки Верхняя Соча.


Военное кладбище в г. Трента, где погребены жертвы Первой Мировой Войны, в том числе и русские военнопленные, погибшие при строительстве дороги через перевал Вршич.
10 мая 2015

Фотограф: Дамиана Чернилогар
Толминский музей

Трагическая гибель товарищей подвигла оставшихся в живых русских военнопленных позаботиться об увековечении памяти соотечественников. По их добровольному решению у дороги, в дикой красоте Юлийских Альп, была возведена православная часовня. Как строилась русская часовня до сих пор не известно, уникальная фотография из собрания Национального музея современной истории Словении запечатлела русских военнопленных в 1916-1917 гг. вместе с австро-венгерскими солдатами и офицерами на фоне уже завершенной часовни, освященной в честь Святого Владимира.


Русские пленные, австро-венгерские солдаты и офицеры напротив русской часовни св. Владимира на альпийской дороге по пути к Вршичу.
[1916-1917 г.]

Фотограф неизвестен
Национальный музей современной истории Словении

На рубеже 1920-1930-х гг. на страницах эмигрантской периодической печати живо обсуждалась история Русской часовни на Вршиче, деятельность обществ «Русское сокольство» и «Русская Матица», члены которых вместе с местными жителями занимались сохранением и реставрацией памятника.


Вырезка из газеты «Пути русского сокольства». Белград, №5 - ноябрь, 1938 г.

В 1930-х гг. строитель Йосип Славец, и его фирма «Славец из Краня», получил подряд на участие в реконструкции этой многострадальной дороги, пришедшей в полный упадок. Строителям то и дело попадались многочисленные могилы и человеческие останки. В 1937 г. останки русских военнопленных с «солдатского кладбища» в Краньской Горе перезахоронили в братскую могилу у Русской часовни, и тогда же Иосип Славец поставил рядом с могилой каменный обелиск с надписью на русском языке «Сынам России». Туда же захоронили останки, найденные при реконструкции дороги на Вршич. Православные верующие и русские эмигранты, живущие в Словении, стали приезжать к часовне. Возле часовни в последнее воскресенье июля проходили церковные обряды, приуроченные к дню Св. Владимира.


Группа российских архивистов у русской часовни Св. Владимира на перевале Вршич.
18 мая 2000 г.

Частная коллекция


Памятный знак "Сынам России" у Русской часовни на перевале Вршич.
26 июля 2015 г.

Фотограф: Екатерина Штукина
РИА Новости

С 2006 г. дорога через перевал Вршич была официально переименована словенским правительством в «Русскую дорогу» в память ее строителей - русских военнопленных, трагически погибших в альпийских снегах. С момента обретения Словенией независимости в 1991 г. часовня стала местом регулярных словенско-российских встреч, проходящих в конце июля, во время которых в честь захороненных русских солдат совершается поминальная служба в присутствии высших лиц двух государств. Ежегодная церемония у Русской часовни и искреннее уважение, которое жители Словении выражают памяти русских солдат, нашедших свое последнее пристанище на словенской земле, является отражением дружественных отношений между Словенией и Россией.


Выступление премьер-министра РФ Д.А. Медведева во время памятной церемонии по случаю годовщины строительства Русской часовни на перевале Вршич.
Фотограф: Штукина Екатерина
26 июля 2015 г.
ИТАР-ТАСС


Премьер-министр Российской Федерации Д.А. Медведев во время торжественной церемонии возложения венка к памятному знаку "Сынам России" у Русской часовни на перевале Вршич.
Фотограф: Штукина Екатерина
26 июля 2015 г.
ИТАР-ТАСС


Сохранившаяся Русская часовня под Вршичем является зримой памятью о тех, кто здесь работал, страдал и погиб, и в то же время - это памятник всем их землякам - военнопленным Первой мировой войны, которых постигла такая же участь на словенской земле.

 

image