Background Image

СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии 1945-1949

 

Предисловие

Проблема существования христианских церквей в условиях тоталитарных антихристианских режимов всегда вызывала и вызывает, в силу ряда очевид­ных причин, повышенный научный и общественный интерес. Изначально до­минирующий в отношениях между безбожной властью и церковью острый социально-политический конфликт обусловлен тем, что эти отношения раз­виваются между прямо противоположными и даже враждебными друг другу в мировоззренческом плане социальными институтами в рамках одного и того же общества и государства. Политическая составляющая этого конфликта имеет не меньшее значение, чем морально-этические различия в позициях сторон, ведь это именно тот случай, когда мировоззренческая позиция самым непосредственным образом переплетается с политикой.

Христианская церковь опирается в этом противостоянии на свой многове-ковый опыт сосуществования с государством и на укоренившиеся в обществе глубокие социально-культурные традиции, неразрывно связанные с христи­анством. На стороне власти выступает грубая и подчас ничем не ограничен­ная сила и волюнтаристское стремление создать «царство божие» на земле в соответствии с собственными представлениями и программными политиче­скими установками. В этих обстоятельствах церковь неизбежно идет на опре­деленный компромисс с властью, чтобы выжить и сохраниться как значимый социальный институт общества. Однако на этом пути для церкви существует реальная опасность потери собственной идентичности и превращения в один из декоративных элементов режима. Единственной гарантией от гибельной для церкви трансформации такого рода является верность основополагаю­щим гуманистическим принципам христианства.

После краха германского национал-социализма в мае 1945 г. немецкая цер­ковь, образно говоря, «попала из огня в полымя». На смену антихристианскому нацистскому режиму пришел богоборческий атеизм в обличии советских окку­пационных властей. После безоговорочной капитуляции нацистской Германии вся ее территория была разделена на четыре оккупационные зоны, которые контролировались соответствующими военными администрациями союзни­ков. Под контролем СССР оказалась Восточная Германия. Для осуществления задачСоюзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации постановлением СНК СССР № 1326 / 301сс от 6 июня 1945 г. была создана Советская военная администрация в Германии. Центральный аппарат СВАГ (штаб и ряд управлений и отделов) дислоцировался в Берлине (Карлс-хорст). На него замыкались 5 управлений СВА в провинциях и землях Совет­ской зоны оккупации (Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Саксо­ния, Тюрингия) и Управление военного коменданта советского сектора г. Бер­лина. Управления СВА провинций и земель, в свою очередь, руководили деятельностью окружных, городских и районных комендатур СВАГ на местах.

Одной из основных целей оккупации, определенных на Потсдамской кон­ференции 1945 г., являлась демократизация всех сфер общественной и поли­тической жизни Германии. Для работы с возрождающимися политическими партиями и общественными организациями в СВАГ был создан специальный орган - Управление пропаганды / информации с соответствующим аппаратом в провинциях и землях зоны. Органы пропаганды / информации СВАГ также занимались всем комплексом проблем, связанным с немецкими церков­ными конфессиями и религиозными объединениями, действовавшими на тер­ритории Советскойзоны оккупации. Главным объектом их внимания «на ре­лигиозном фронте» стали две основных немецких церковных конфессии: евангелическо-лютеранская и католическая церкви.

Католическая церковь Германии представляла собойстрого ортодоксальную конфессию и являлась составнойчастью римско-католическойцеркви, управ­лявшейся из Ватикана. Всего к католичеству принадлежало немногим более 15% населения Советскойзоны оккупации Германии, что составляло около 2,5 млн чел. Немецкая протестантская или евангелическо-лютеранская церковь опира­лась на немецкие духовные традиции. Она не имела единого центра и представ­ляла собойконгломерат различных конфессий, отличавшихся друг от друга дог­матическими и каноническими особенностями. К евангелическо-лютеранской вере принадлежало примерно 80% населения Советскойзоны оккупации (около 17 млн чел.). Кроме того, в зоне действовала православная конфессия, еврейские и мусульманские религиозные общины, а также большое количество так назы­ваемых «свободных церквей», сект и других религиозных объединений.

Официально советские оккупационные власти в соответствии с решениями Потсдамскойконференции гарантировали религиозную свободу при условии, что деятельность религиозных учрежденийне будет направлена против оккупа­ционного режима и демократического переустройства немецкого общества. Ре­альная политика СВАГ в церковно-конфессиональнойобласти была направлена на политическую нейтрализацию немецкой церкви в ходе тех социально-полити­ческих преобразований, которые проводились советскими оккупационными вла­стями в ВосточнойГермании. При этом советская сторона стремилась использо­вать огромное влияние церкви в немецком обществе в собственных интересах. По мере усиления процесса «советизации» всех сфер жизни немецкого общества органы СВАГ все более жестко регламентировали социальную и общественную активность церковных конфессий, пытаясь ограничить их деятельность чисто богослужебными рамками. В этих условиях немецкая церковь оказалась перед сложным морально-нравственным выбором: или замкнуться в проблемах внут-рицерковнойжизни, абстрагируясь от окружающейреальности, или попытаться наладить диалог с новойвластью, не поступаясь при этом своими принципами.

Кратко характеризуя историографию проблемы, следует прежде всего отметить зарубежную литературу, которая представлена рядом исследований общего и специального характера по истории Советскойвоеннойадминистра-ции в Германии и Советскойзоны оккупации ГерманииI. Зарубежные и в пер­вую очередь немецкие историки внесли существенныйвклад в исследование даннойтемы.

Непосредственно о положении церковных конфессий в Советской зоне окку­пации Германии и о церковной политике СВАГ рассказывает значительное чис­ло публикаций зарубежных авторов. Безусловный приоритет в этих исследовани­ях принадлежит работам немецких историковI . Кроме общих проблем развития основных церковных конфессий (евангелическо-лютеранской и католической) в условиях советского оккупационного режима и сменившей его ГДР, немецкая историография проблемы также представлена работами об истории отдельных (провинциальных и земельных) евангелическо-лютеранских конфессий, а также католических епархий на землях восточнее Одера и НейсеII.

К этим работам тесно примыкают исследования о положении основных религиозных конфессий Германии в эпоху национал-социализма, включая и историю Русской православной церкви в ГерманииIII. В последнее время по этой теме появился ряд публикаций российских историковIV. Эти исследования дополнены публикациями ряда документальных сборников, раскрываю­щих внутренний механизм репрессивной политики нацизма в отношении не­мецкой церквиI. Некоторые работы зарубежных авторов посвящены послево­енной истории еврейских общин Восточной ГерманииII.

Среди работ зарубежных авторов особо следует выделить публикацию Х.Дена «Церкви и религиозные объединения Советской зоны оккупации. На­чала нового церковного порядка в 1945 г.», которая вошла в известный спра­вочник по истории Советской зоны оккупации Германии, выпущенный в 1993 г.III В ней последовательно анализируется состояние основных церков­ных конфессий зоны после мая 1945 г., раскрываются политические и инсти­туциональные аспекты их существования, конфликтные моменты в отноше­ниях с властными инстанциями, показывается развитие административных церковных структур в начальный период оккупации, а также общее положе­ние т.н. «свободных церквей» и других религиозных объединений. Эти вопро­сы получили дальнейшее развитие в монографии того же автора «Конфронта­ция или сотрудничество? Отношения между государством и церковью в Со­ветской зоне оккупации / ГДР», изданной в 1982 г.IV Также заслуживает серьезного внимания сборник «СЕПГи церковь. Документы об их отношени­ях», вышедший в 1995 г.V В нем представлены архивные документы, раскры­вающие эволюцию политики СЕПГ- правящей партии Восточной Германии в отношении церкви. Признавая очевидные достижения зарубежной и прежде всего немецкой историографии темы, следует в тоже время отметить ее об­щий принципиальный недостаток - односторонний характер архивной базы. В большинстве зарубежных публикаций практически не используются совет­ские архивные документы, непосредственно касающиеся политики СВАГв отношении немецких церковных конфессий.

Характеризуя отечественную историографию темы, приходится констати­ровать, что она, по существу, только начинает развиваться. Не вдаваясь в под­робный анализ причин такого положения, следует отметить, что вплоть до кон­ца 90-хх гг. прошлого века архивные документы о деятельности СВАГбыли недоступны исследователям и лишь недавно ситуация изменилась в лучшую сторону. Кроме работ, связанных с историей Русской православной церкви в Германии и историей немецкой церкви в период нацизма, о которых уже гово­рилось выше, можно сослаться лишь на публикации о деятельности СВАГ са­мого общего характераI . К этой группе можно отнести и отдельные работы ме­муарного плана, написанные бывшими работниками СВАГII . Следует также упомянуть публикации историка-германиста Е.В.Кряжевой-Карцевой, которая активно разрабатывает тему влияния эзотерических и мистических учений на развитие антицерковной идеологии германского национал-социализмаIII.

Наконец, необходимо сказать о вышедших в России сборниках и каталогах документов, в которых раскрывается общая проблематика германского вопро­са после окончания второй мировой войны и деятельности Советской воен­ной администрации в Германии. Ряд из них создан совместными творческими коллективами российских и зарубежных историковIV.Они хорошо дополняют изданные в Германии в послевоенное время сборники документов СВАГ и Cоюзной контрольной власти V.

Представляется, что имеющаяся отечественная и зарубежная историогра­фия проблемы является хорошей основой для углубленной разработки мно­гих тем по истории Советской военной администрации в Германии.

Характеризуя документы сборника, следует прежде всего отметить, что все они относятся к 1945-1949 гг., т.е. к периоду существования Советской военной администрации в Германии.

Массив т.н. «церковных» материалов СВАГ представляет собой значи­тельное количество документов, связанных с политикой Советской военной администрации в отношении основных церковных конфессий, религиозных сект и групп, а также политических организаций (ХДС), представлявших ин­тересы церкви в общественно-политической жизни Советской зоны оккупа­ции Германии.

Около 90% материалов «церковного» характера находятся в фондах управ­лений СВА провинций и земель. При этом основной массив документов отно­сится к отделам пропаганды / информации УСВА провинций и земель зоны, которые, собственно, и осуществляли контроль за деятельностью церковных конфессий и других религиозных объединений. Остальные материалы, свя­занные с церковными конфессиями, относятся к профильным управлениям и отделам СВАГ (Управление сельского хозяйства и лесоводства, Отдел здра­воохранения, Отдел народного образования СВАГ).

Определенный интерес, в контексте темы исследования, представляют исторические справки о деятельности управлений СВА в провинциях и зем­лях Советской зоны оккупации, где в обобщенной форме изложен материал об религиозных объединениях и организациях церковной ориентацииI. Кро­ме того, отдельные материалы по церковной проблематике находятся в исто­рических справках о деятельности профильных управлений и отделов СВАГ, например, в исторической справке о деятельности Отдела народного образования СВАГ.

Отдельную группу документов составляют материалы Союзной контроль­ной власти в Германии и тех ее структур, которые занимались вопросами ре­лигиозных отношений (Директорат внутренних дел и связи, Комитет по ре­лигиозным вопросам Контрольного Совета).

К этой группе также можно отнести материалы советских министерств и ведомств, которые, в силу своих функциональных обязанностей, также имели отношение к некоторым аспектам конфессиональной политики СВАГ.

Тематически в этом архивном комплексе можно выделить следующие груп­пы документов:

документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии об основных религиозных конфессиях зоны и контроле их деятельности;

документы СВАГ о молодежной политике церкви;

документы СВАГ о благотворительной деятельности церкви;

документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии о деятельно­сти церковных медицинских, воспитательных и учебных учреждений;

документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии о собствен­ности и финансах церкви;

документы СВАГ о деятельности религиозных сект и других религиозных объединений Советской зоны оккупации Германии;

документы СВАГ о деятельности Христианско-демократического союза и политических аспектах церковной жизни Германии.

Анализ институционального уровня документов СВАГ по церковной тема­тике показывает, что большую часть их составляют отчетные материалы (примерно 90% от общего объема архивного комплекса). Как правило, это различные донесения, отчеты, сообщения и справки начальников отделов пропаганды / информации УСВА провинций и земель, а также отделений ин­формации военных комендатур на местах о деятельности церковных общин и религиозных сект на подведомственной им территории. Значительная часть отчетной документации посвящена деятельности Христианско-демократиче-ского союза и его организаций на местах. Кроме того, многие отчеты отделе­ний информации о политическом положении и настроениях населения в ок­ругах, городах и районах зоны имеют специальные разделы о деятельности церкви. Некоторые документы отчетного характера представляют собой пере­писку командования СВАГ (аппарат политического советника СВАГ, Управ­ление пропаганды / информации СВАГ, секретариат заместителя Главнона-чальствующего СВАГ по политическим вопросам) с Комитетом по делам ре­лигий и религиозных культов при Совете Министров СССР, с Советам по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР и другими государственными инстанциями.

Оставшиеся 10% - документы директивно-распорядительного характера. В основном они издавались от имени Управления пропаганды / информации СВАГ и отделов пропаганды / информации УСВА провинций и земель зоны, а также военными комендантами округов (окружными управлениями воен­ных комендатур). Приказы Главноначальствующего СВАГ и начальников УСВА провинций и земель по данной тематике единичны. В основном они касаются организационно-административных моментов функционирования религиозных организаций, введения календарных праздничных дней для не­мецкого населения зоны, а также запрещения деятельности отдельных рели­гиозных объединений.

Материалы Союзной контрольной власти в Германии представлены рабо­чей документацией Директората внутренних дел и связи и Комитета по рели­гиозным вопросам. В ее состав входят протоколы заседаний Директората, ме­морандумы, предложения и заключения Директората и Комитета по религи­озным вопросам, проекты различных писем Директората по религиозной тематике, а также отдельные копии законов и директив, принятых Союзной контрольной властью в Германии по вопросам организации церковной жизни.

Таким образом, по институциональной принадлежности можно выделить следующие виды документов:

а)  документы директивно-распорядительного характера:
приказы и директивы Союзной контрольной власти в Германии;
приказы Главноначальствующего СВАГ;

директивы и указания Управления пропаганды / информации СВАГ;

приказы и приказания начальников УСВА провинций и земель;

директивы и указания отделов пропаганды / информации УСВА провин­ций и земель;

приказы и распоряжения военных комендантов округов (окружных управ­лений военных комендатур);

приказы и приказания военных комендантов на местах;

б)  документы отчетного характера:

рабочая документация Директората внутренних дел и связи и Комитета по религиозным вопросам Союзного контрольного совета;

служебная переписка между различными органами пропаганды / инфор­мации СВАГ (служебные письма, докладные записки, донесения, календар­ные донесения и отчеты, справки и доклады);

служебная переписка по церковным вопросам между отделами и управле­ниями центрального аппарата СВАГ;

служебная переписка командования СВАГ с различными министерствами и ведомствами СССР.

Соответственно, в сборник включены две основных группы архивных доку­ментов СВАГ: директивно-распорядительные документы и документы отчет­ного характера. По мнению составителей сборника, такой подход позволяет рассматривать проблему комплексно, начиная от постановки задач командова­нием СВАГ и заканчивая их практическим выполнением военными комендату­рами на местах. При отборе архивных документов авторы-составители стреми­лись обеспечить максимальную репрезентативность архивной базы сборника и включили в него документы всех служебных инстанций СВАГ, в той или иной степени занимавшихся церковной и религиозной проблематикой.

В то же время в сборнике не представлены директивные документы выше­стоящих советских инстанций (ЦК ВКП(б), Совета Министров СССР, Ми­нистерства иностранных делI и проч.) по вопросам церковной политики и взаимоотношений с религиозными объединениями Германии, которые, оче­видно, направлялись из Москвы командованию СВАГ. Эти материалы в ар­хивных фондах ГА РФ отсутствуют. Можно лишь предположить, что боль­шая часть этих документов, имевших гриф «совершенно секретно», была либо уничтожена еще в период деятельности СВАГ, либо вернулась в те учрежде­ния и инстанции, которые готовили эти документы. Исключение составляют отдельные письма информационного характера МИД СССР, Комитета по де­лам религий и религиозных культов при Совете Министров СССР и Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР.

Практически не сохранились и рабочие, подготовительные материалы раз­личных органов пропаганды / информации СВАГ по вопросам контроля дея­тельности немецких церковных конфессий и религиозных объединений. В этой связи следует отметить, что служебное делопроизводство СВАГ функ­ционировало по общим законам советской военно-бюрократической системы. В нем регистрировались и сохранялись лишь вступившие в силу - то есть подписанные соответствующим начальником, документы директивно-распо­рядительного характера, а все рабочие документы (проекты приказов, дирек­тив и т.д.) уничтожались. Аналогичным образом поступали с различной доку­ментацией в местных комендатурах при подготовке отчетных документов для вышестоящих инстанций СВАГ. После отправки «наверх» подготовленного и подписанного документа исполнитель оставлял у себя лишь копии этого до­кумента, уничтожая все рабочие материалы.

Массовое рассекречивание документов СВАГ, начавшееся в конце 90-х гг., значительно расширило возможности по изучению истории Советской воен­ной администрации в ГерманииII. Особенно важным представляется то об­стоятельство, что исследователям стали доступны документы управлений

СВА провинций и земель зоны, которые реально проводили на местах совет­скую оккупационную политику.

Составители сборника использовали документы следующих архивных фондов СВАГ:

Фонд 7317 - Советская военная администрация в Германии (централь­ный аппарат), в нем: опись 3 - Секретариат заместителя Главноначальствую-щего СВАГ по политическим вопросам; описи 7 и 8 - Штаб СВАГ; опись 18 - Директорат внутренних дел и связи Союзного контрольного совета в Германии; опись 19 - Управление пропаганды / информации СВАГ; опись 37 - Управление сельского хозяйства и лесоводства СВАГ; опись 53 - Пра­вовой отдел СВАГ; опись 55 - Отдел народного образования СВАГ; описи 56, 57 - Отдел / Управление здравоохранения СВАГ.

Фонд 7184 - Управление Советской военной администрации земли Тю­рингия.

Фонд 7077 - Управление Советской военной администрации земли Бран-денбург.

Фонд 7103 - Управление Советской военной администрации земли Мек-ленбург.

Фонд 7133 - Управление Советской военной администрации земли Сак-сония-Ангальт.

Фонд 7212 - Управление Советской военной администрации земли Сак­сония.

Фонд 10134 - Союзная контрольная власть в Германии, в нем опись 1 - Контрольный совет в Германии.

Фонд 6991 - Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Фонд 9401 - «Особые папки» Секретариата НКВД / МВД СССР, в нем опись 2.

Характеризуя этот архивный массив, следует отметить, что материалы о церковных конфессиях и религиозных объединениях крайне неравномерно и фрагментарно отложились в различных фондах СВАГ. В первую очередь это относится к фондам управлений СВА провинций и земель зоны, в которых сосредоточено большинство документов по церковной тематике. Например, основная часть документов местных органов пропаганды / информации СВАГ о деятельности церковных конфессий сосредоточена в фондах УСВА Бранденбурга (фонд 7077) и Саксонии (фонд 7212). Меньше материалов в фондах УСВА Саксонии-Ангальт (фонд 7133) и Тюрингии (фонд 7184). Практически нет документов о церкви в материалах Управления СВА земли Мекленбург (фонд 7103)I. Также неравномерно отложились в фондах УСВА провинций и земель материалы о деятельности сект и религиозных объедине­ний, не относившихся к основным церковным конфессиям Советской зоны оккупации Германии. Большая часть этих документов относится к Саксонии, за ней в порядке убывания следуют Бранденбург, Саксония-Ангальт и Тю­рингия. В фонде земли Мекленбург документов о деятельности сект не имеет­ся. Такое неравномерное распределение архивных документов по церковной тематике можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, фон­ды УСВА Бранденбурга и Саксонии являются наиболее крупными из всех земельных фондов, а, значит, располагают наиболее репрезентативным ком­плексом документов по всем аспектам деятельности управлений СВАI. Во-вторых, абсолютный приоритет Саксонии по количеству материалов, связан­ных с деятельностью религиозных сект, можно объяснить особенностями ис­торического и культурного развития этой землиII.

Также неравномерно отложились документы по церковной тематике в профильных отделах и управлениях центрального аппарата СВАГ. Например, материалы проверок церковных и монастырских имений и хозяйств местны­ми военными комендатурами СВАГ весной 1947 г. имеются только в докумен­тах Сельскохозяйственного отдела УСВА провинции Саксония (фонд 7133). В документах сельскохозяйственных отделов остальных провинций и земель зоны такие материалы отсутствуют.

Кроме архивных материалов ГА РФ, в комментариях аналитической ста­тьи к сборнику также использованы отдельные документы Российского госу­дарственного военного архива - РГВА / фонд 500, опись 5 - Главное управ­ление имперской безопасности Германии.

Структура сборника построена в соответствии с выявленными тематиче­скими группами документов по проблеме и включает, соответственно, разде­лы о деятельности СВАГ по контролю церковных конфессий и религиозных объединений, о молодежной политике церкви, о благотворительной деятель­ности церкви, о работе церковных медицинских, воспитательных и учебных учреждений, о вопросах церковной собственности и финансов, о контроле деятельности религиозных сект, о деятельности ХДС и политических аспек­тах церковной жизни Германии. Включение в сборник раздела о деятельности Христианско-демократического союза связано, в первую очередь, с тем, что ХДС являлся единственной политической партией Советской зоны оккупа­ции, непосредственно отражавшей христианское мировоззрение, состоявшей из членов церковных общин и тесно связанной с основными церковными кон­фессиями Германии.

Документы в тематических разделах расположены в хронологическом по­рядке. Отдельные документы, главным образом донесения отделений инфор­мации военных комендатур о деятельности политических партий и общест­венных организаций в городах, районах и округах публикуются в купирован­ном виде. Произведенные при этом извлечения не имеют прямого отношения к тематике сборника. Каждый из разделов сборника сопровождается кратки­ми историческими комментариями и примечаниями, выведенными в конце­вые сноски.

В аналитической статье раскрываются основные направления деятельно­сти СВАГ в области конфессиональных отношений. Кроме того, в статье представлена краткая история основных религиозных конфессий Восточной Германии до создания органов СВАГ и в период советской оккупации.

***

Подготовка настоящего сборника документов осуществлена в соответствии c «Правилами издания исторических документов в СССР» (2-е изд., 1990).

Сборник построен по проблемно-хронологическому принципу. В состав сборника включены 153 документа из фондов ГА РФ. Подавляющее большин­ство документов публикуется впервые. 12 документов (1.11, 1.16, 1.17, 1.25, 1.31, 1.35, 1.41, 1.48, 2.6, 2.11, 4.11, 5.14) опубликованы в сборнике «Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945-1949: Сборник документов / Отв. ред. и сост. Н.П.Тимофеева и Я.Фойт-цик. При участии Ю.М.Коршунова, К.Кюнцель, Д.Н.Нохотович, Ю.Г.Орловой, Е.Рош. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

При отборе документов предпочтение отдавалось подлинникам, а при их отсутствии - заверенным копиям.

В большинстве случаев документам даны редакционные заголовки.

Дата документа помещается справа под заголовком. Даты, установленные составителями, и способ их определения оговариваются в подстрочных при­мечаниях.

Некоторые приказы СВАГ имели двойную датировку, при этом первая да­та обозначала день подписания документа, а вторая - день регистрации его в секретариате.

Гриф секретности воспроизводится под датой.

Номера директивных указаний, делопроизводственные номера писем и докладных записок приводятся после грифа секретности.

Основная часть документов публикуется полностью. В ряде документов опущены фрагменты, содержащие не относящуюся к теме сборника информа­цию. В случае публикации документа в извлечении, его заголовок начинается словом «Из». Опущенные части текста отмечены отточием в квадратных скобках; их содержание оговаривается в текстуальных примечаниях.

Текст публикуемых документов передан в соответствии с современными правилами орфографии, стилистические особенности документов сохраняют­ся. Орфографические ошибки и опечатки исправлены без оговорок. Погреш­ности теста, не поддающиеся устранению (искаженные слова, стилистически неправильное построение фразы, опечатки, меняющие смысл слов), сохраня­ются и оговариваются в текстуальных примечаниях: «Так в документе», «Так в документе. Правильно: "..."», «Следует читать: "..."».

Пропущенные в тексте документов и восстановленные составителями сло­ва и части слов заключены в квадратные скобки.

Общеупотребимые сокращения раскрываются в списке сокращений. Неко­торые сокращения, встречающиеся в тексте, раскрыты без оговорок, напри­мер: «подполковник» вместо «п/п», «район» вместо «р-н», «сельскохозяйст­венный» вместо «с-х».

Отточие документа в текстуальных примечаниях специально не оговаривается.

Подписи под документами сохраняются. В случае невозможности прочте­ния подписи в текстуальном примечании делается оговорка: «Подпись нераз­борчива». Заверительные надписи на документах не воспроизводятся.

Резолюции и пометы приводятся после текста документа.

Текст каждого документа сопровождается легендой, в которой указывается архив, номер фонда, описи, дела и листов, подлинность или копийность доку­мента, указание на язык оригинала. Перевод документов 2.10, 6.14, 6.17, 7.10 на русский язык осуществлен ответственным редактором сборника В.В.Захаро­вым. Все документы в сборнике машинописные, поэтому способ воспроизведе­ния их не оговаривался. Указание на опубликованность документа приводится после легенды.

В состав научно-справочного аппарата входят: предисловие, аналитиче­ская статья, текстуальные примечания, комментарии, именной комментарий, именной и географический указатели, список сокращений, содержание, вклю­чающее в себя перечень публикуемых документов.

В текстуальных примечаниях обосновывается датировка, приводятся пере­крестные отсылки на публикуемые в сборнике документы, отмечается отсутст­вие или местонахождение упоминаемых в тексте приложений, оговариваются подчеркивания, зачеркнутые слова, вставки в текст, неразобранные подписи.

В именном комментарии приводятся биографические данные на ряд долж­ностных лиц СВАГ и немецких государственных и политических деятелей.

Неверное написание немецких имен, фамилий и географических названий в тексте документов не исправляется. Правильное написание приводится в комментариях, именном и географическом указателях в скобках.

Названия земель в географическом указатели даны в соответствии с админи­стративно-территориальным делением Советской зоны оккупации Германии, принятым в конце 1947 г. (вместо «провинция Саксония» - «земля Саксония-Ангальт», вместо «провинция Мекленбург и Западная Померания» - «земля Мекленбург», вместо «провинция Бранденбург» - «земля Бранденбург»).

Авторы-составители выражают признательность сотруднику Отдела изу­чения и публикации документов ГА РФ Е.В.Полторацкой за электронный ввод текстов документов для публикации.

В.В.Захаров О.В.Лавинская Д.Н.Нохотович

image