Предисловие
Проблема существования христианских церквей в условиях тоталитарных антихристианских режимов всегда вызывала и вызывает, в силу ряда очевидных причин, повышенный научный и общественный интерес. Изначально доминирующий в отношениях между безбожной властью и церковью острый социально-политический конфликт обусловлен тем, что эти отношения развиваются между прямо противоположными и даже враждебными друг другу в мировоззренческом плане социальными институтами в рамках одного и того же общества и государства. Политическая составляющая этого конфликта имеет не меньшее значение, чем морально-этические различия в позициях сторон, ведь это именно тот случай, когда мировоззренческая позиция самым непосредственным образом переплетается с политикой.
Христианская церковь опирается в этом противостоянии на свой многове-ковый опыт сосуществования с государством и на укоренившиеся в обществе глубокие социально-культурные традиции, неразрывно связанные с христианством. На стороне власти выступает грубая и подчас ничем не ограниченная сила и волюнтаристское стремление создать «царство божие» на земле в соответствии с собственными представлениями и программными политическими установками. В этих обстоятельствах церковь неизбежно идет на определенный компромисс с властью, чтобы выжить и сохраниться как значимый социальный институт общества. Однако на этом пути для церкви существует реальная опасность потери собственной идентичности и превращения в один из декоративных элементов режима. Единственной гарантией от гибельной для церкви трансформации такого рода является верность основополагающим гуманистическим принципам христианства.
После краха германского национал-социализма в мае 1945 г. немецкая церковь, образно говоря, «попала из огня в полымя». На смену антихристианскому нацистскому режиму пришел богоборческий атеизм в обличии советских оккупационных властей. После безоговорочной капитуляции нацистской Германии вся ее территория была разделена на четыре оккупационные зоны, которые контролировались соответствующими военными администрациями союзников. Под контролем СССР оказалась Восточная Германия. Для осуществления задачСоюзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации постановлением СНК СССР № 1326 / 301сс от 6 июня 1945 г. была создана Советская военная администрация в Германии. Центральный аппарат СВАГ (штаб и ряд управлений и отделов) дислоцировался в Берлине (Карлс-хорст). На него замыкались 5 управлений СВА в провинциях и землях Советской зоны оккупации (Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Саксония, Тюрингия) и Управление военного коменданта советского сектора г. Берлина. Управления СВА провинций и земель, в свою очередь, руководили деятельностью окружных, городских и районных комендатур СВАГ на местах.
Одной из основных целей оккупации, определенных на Потсдамской конференции 1945 г., являлась демократизация всех сфер общественной и политической жизни Германии. Для работы с возрождающимися политическими партиями и общественными организациями в СВАГ был создан специальный орган - Управление пропаганды / информации с соответствующим аппаратом в провинциях и землях зоны. Органы пропаганды / информации СВАГ также занимались всем комплексом проблем, связанным с немецкими церковными конфессиями и религиозными объединениями, действовавшими на территории Советскойзоны оккупации. Главным объектом их внимания «на религиозном фронте» стали две основных немецких церковных конфессии: евангелическо-лютеранская и католическая церкви.
Католическая церковь Германии представляла собойстрого ортодоксальную конфессию и являлась составнойчастью римско-католическойцеркви, управлявшейся из Ватикана. Всего к католичеству принадлежало немногим более 15% населения Советскойзоны оккупации Германии, что составляло около 2,5 млн чел. Немецкая протестантская или евангелическо-лютеранская церковь опиралась на немецкие духовные традиции. Она не имела единого центра и представляла собойконгломерат различных конфессий, отличавшихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. К евангелическо-лютеранской вере принадлежало примерно 80% населения Советскойзоны оккупации (около 17 млн чел.). Кроме того, в зоне действовала православная конфессия, еврейские и мусульманские религиозные общины, а также большое количество так называемых «свободных церквей», сект и других религиозных объединений.
Официально советские оккупационные власти в соответствии с решениями Потсдамскойконференции гарантировали религиозную свободу при условии, что деятельность религиозных учрежденийне будет направлена против оккупационного режима и демократического переустройства немецкого общества. Реальная политика СВАГ в церковно-конфессиональнойобласти была направлена на политическую нейтрализацию немецкой церкви в ходе тех социально-политических преобразований, которые проводились советскими оккупационными властями в ВосточнойГермании. При этом советская сторона стремилась использовать огромное влияние церкви в немецком обществе в собственных интересах. По мере усиления процесса «советизации» всех сфер жизни немецкого общества органы СВАГ все более жестко регламентировали социальную и общественную активность церковных конфессий, пытаясь ограничить их деятельность чисто богослужебными рамками. В этих условиях немецкая церковь оказалась перед сложным морально-нравственным выбором: или замкнуться в проблемах внут-рицерковнойжизни, абстрагируясь от окружающейреальности, или попытаться наладить диалог с новойвластью, не поступаясь при этом своими принципами.
Кратко характеризуя историографию проблемы, следует прежде всего отметить зарубежную литературу, которая представлена рядом исследований общего и специального характера по истории Советскойвоеннойадминистра-ции в Германии и Советскойзоны оккупации ГерманииI. Зарубежные и в первую очередь немецкие историки внесли существенныйвклад в исследование даннойтемы.
Непосредственно о положении церковных конфессий в Советской зоне оккупации Германии и о церковной политике СВАГ рассказывает значительное число публикаций зарубежных авторов. Безусловный приоритет в этих исследованиях принадлежит работам немецких историковI . Кроме общих проблем развития основных церковных конфессий (евангелическо-лютеранской и католической) в условиях советского оккупационного режима и сменившей его ГДР, немецкая историография проблемы также представлена работами об истории отдельных (провинциальных и земельных) евангелическо-лютеранских конфессий, а также католических епархий на землях восточнее Одера и НейсеII.
К этим работам тесно примыкают исследования о положении основных религиозных конфессий Германии в эпоху национал-социализма, включая и историю Русской православной церкви в ГерманииIII. В последнее время по этой теме появился ряд публикаций российских историковIV. Эти исследования дополнены публикациями ряда документальных сборников, раскрывающих внутренний механизм репрессивной политики нацизма в отношении немецкой церквиI. Некоторые работы зарубежных авторов посвящены послевоенной истории еврейских общин Восточной ГерманииII.
Среди работ зарубежных авторов особо следует выделить публикацию Х.Дена «Церкви и религиозные объединения Советской зоны оккупации. Начала нового церковного порядка в 1945 г.», которая вошла в известный справочник по истории Советской зоны оккупации Германии, выпущенный в 1993 г.III В ней последовательно анализируется состояние основных церковных конфессий зоны после мая 1945 г., раскрываются политические и институциональные аспекты их существования, конфликтные моменты в отношениях с властными инстанциями, показывается развитие административных церковных структур в начальный период оккупации, а также общее положение т.н. «свободных церквей» и других религиозных объединений. Эти вопросы получили дальнейшее развитие в монографии того же автора «Конфронтация или сотрудничество? Отношения между государством и церковью в Советской зоне оккупации / ГДР», изданной в 1982 г.IV Также заслуживает серьезного внимания сборник «СЕПГи церковь. Документы об их отношениях», вышедший в 1995 г.V В нем представлены архивные документы, раскрывающие эволюцию политики СЕПГ- правящей партии Восточной Германии в отношении церкви. Признавая очевидные достижения зарубежной и прежде всего немецкой историографии темы, следует в тоже время отметить ее общий принципиальный недостаток - односторонний характер архивной базы. В большинстве зарубежных публикаций практически не используются советские архивные документы, непосредственно касающиеся политики СВАГв отношении немецких церковных конфессий.
Характеризуя отечественную историографию темы, приходится констатировать, что она, по существу, только начинает развиваться. Не вдаваясь в подробный анализ причин такого положения, следует отметить, что вплоть до конца 90-хх гг. прошлого века архивные документы о деятельности СВАГбыли недоступны исследователям и лишь недавно ситуация изменилась в лучшую сторону. Кроме работ, связанных с историей Русской православной церкви в Германии и историей немецкой церкви в период нацизма, о которых уже говорилось выше, можно сослаться лишь на публикации о деятельности СВАГ самого общего характераI . К этой группе можно отнести и отдельные работы мемуарного плана, написанные бывшими работниками СВАГII . Следует также упомянуть публикации историка-германиста Е.В.Кряжевой-Карцевой, которая активно разрабатывает тему влияния эзотерических и мистических учений на развитие антицерковной идеологии германского национал-социализмаIII.
Наконец, необходимо сказать о вышедших в России сборниках и каталогах документов, в которых раскрывается общая проблематика германского вопроса после окончания второй мировой войны и деятельности Советской военной администрации в Германии. Ряд из них создан совместными творческими коллективами российских и зарубежных историковIV.Они хорошо дополняют изданные в Германии в послевоенное время сборники документов СВАГ и Cоюзной контрольной власти V.
Представляется, что имеющаяся отечественная и зарубежная историография проблемы является хорошей основой для углубленной разработки многих тем по истории Советской военной администрации в Германии.
Характеризуя документы сборника, следует прежде всего отметить, что все они относятся к 1945-1949 гг., т.е. к периоду существования Советской военной администрации в Германии.
Массив т.н. «церковных» материалов СВАГ представляет собой значительное количество документов, связанных с политикой Советской военной администрации в отношении основных церковных конфессий, религиозных сект и групп, а также политических организаций (ХДС), представлявших интересы церкви в общественно-политической жизни Советской зоны оккупации Германии.
Около 90% материалов «церковного» характера находятся в фондах управлений СВА провинций и земель. При этом основной массив документов относится к отделам пропаганды / информации УСВА провинций и земель зоны, которые, собственно, и осуществляли контроль за деятельностью церковных конфессий и других религиозных объединений. Остальные материалы, связанные с церковными конфессиями, относятся к профильным управлениям и отделам СВАГ (Управление сельского хозяйства и лесоводства, Отдел здравоохранения, Отдел народного образования СВАГ).
Определенный интерес, в контексте темы исследования, представляют исторические справки о деятельности управлений СВА в провинциях и землях Советской зоны оккупации, где в обобщенной форме изложен материал об религиозных объединениях и организациях церковной ориентацииI. Кроме того, отдельные материалы по церковной проблематике находятся в исторических справках о деятельности профильных управлений и отделов СВАГ, например, в исторической справке о деятельности Отдела народного образования СВАГ.
Отдельную группу документов составляют материалы Союзной контрольной власти в Германии и тех ее структур, которые занимались вопросами религиозных отношений (Директорат внутренних дел и связи, Комитет по религиозным вопросам Контрольного Совета).
К этой группе также можно отнести материалы советских министерств и ведомств, которые, в силу своих функциональных обязанностей, также имели отношение к некоторым аспектам конфессиональной политики СВАГ.
Тематически в этом архивном комплексе можно выделить следующие группы документов:
документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии об основных религиозных конфессиях зоны и контроле их деятельности;
документы СВАГ о молодежной политике церкви;
документы СВАГ о благотворительной деятельности церкви;
документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии о деятельности церковных медицинских, воспитательных и учебных учреждений;
документы СВАГ и Союзной контрольной власти в Германии о собственности и финансах церкви;
документы СВАГ о деятельности религиозных сект и других религиозных объединений Советской зоны оккупации Германии;
документы СВАГ о деятельности Христианско-демократического союза и политических аспектах церковной жизни Германии.
Анализ институционального уровня документов СВАГ по церковной тематике показывает, что большую часть их составляют отчетные материалы (примерно 90% от общего объема архивного комплекса). Как правило, это различные донесения, отчеты, сообщения и справки начальников отделов пропаганды / информации УСВА провинций и земель, а также отделений информации военных комендатур на местах о деятельности церковных общин и религиозных сект на подведомственной им территории. Значительная часть отчетной документации посвящена деятельности Христианско-демократиче-ского союза и его организаций на местах. Кроме того, многие отчеты отделений информации о политическом положении и настроениях населения в округах, городах и районах зоны имеют специальные разделы о деятельности церкви. Некоторые документы отчетного характера представляют собой переписку командования СВАГ (аппарат политического советника СВАГ, Управление пропаганды / информации СВАГ, секретариат заместителя Главнона-чальствующего СВАГ по политическим вопросам) с Комитетом по делам религий и религиозных культов при Совете Министров СССР, с Советам по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР и другими государственными инстанциями.
Оставшиеся 10% - документы директивно-распорядительного характера. В основном они издавались от имени Управления пропаганды / информации СВАГ и отделов пропаганды / информации УСВА провинций и земель зоны, а также военными комендантами округов (окружными управлениями военных комендатур). Приказы Главноначальствующего СВАГ и начальников УСВА провинций и земель по данной тематике единичны. В основном они касаются организационно-административных моментов функционирования религиозных организаций, введения календарных праздничных дней для немецкого населения зоны, а также запрещения деятельности отдельных религиозных объединений.
Материалы Союзной контрольной власти в Германии представлены рабочей документацией Директората внутренних дел и связи и Комитета по религиозным вопросам. В ее состав входят протоколы заседаний Директората, меморандумы, предложения и заключения Директората и Комитета по религиозным вопросам, проекты различных писем Директората по религиозной тематике, а также отдельные копии законов и директив, принятых Союзной контрольной властью в Германии по вопросам организации церковной жизни.
Таким образом, по институциональной принадлежности можно выделить следующие виды документов:
а) документы директивно-распорядительного
характера:
приказы и директивы Союзной контрольной власти в Германии;
приказы Главноначальствующего СВАГ;
директивы и указания Управления пропаганды / информации СВАГ;
приказы и приказания начальников УСВА провинций и земель;
директивы и указания отделов пропаганды / информации УСВА провинций и земель;
приказы и распоряжения военных комендантов округов (окружных управлений военных комендатур);
приказы и приказания военных комендантов на местах;
б) документы отчетного характера:
рабочая документация Директората внутренних дел и связи и Комитета по религиозным вопросам Союзного контрольного совета;
служебная переписка между различными органами пропаганды / информации СВАГ (служебные письма, докладные записки, донесения, календарные донесения и отчеты, справки и доклады);
служебная переписка по церковным вопросам между отделами и управлениями центрального аппарата СВАГ;
служебная переписка командования СВАГ с различными министерствами и ведомствами СССР.
Соответственно, в сборник включены две основных группы архивных документов СВАГ: директивно-распорядительные документы и документы отчетного характера. По мнению составителей сборника, такой подход позволяет рассматривать проблему комплексно, начиная от постановки задач командованием СВАГ и заканчивая их практическим выполнением военными комендатурами на местах. При отборе архивных документов авторы-составители стремились обеспечить максимальную репрезентативность архивной базы сборника и включили в него документы всех служебных инстанций СВАГ, в той или иной степени занимавшихся церковной и религиозной проблематикой.
В то же время в сборнике не представлены директивные документы вышестоящих советских инстанций (ЦК ВКП(б), Совета Министров СССР, Министерства иностранных делI и проч.) по вопросам церковной политики и взаимоотношений с религиозными объединениями Германии, которые, очевидно, направлялись из Москвы командованию СВАГ. Эти материалы в архивных фондах ГА РФ отсутствуют. Можно лишь предположить, что большая часть этих документов, имевших гриф «совершенно секретно», была либо уничтожена еще в период деятельности СВАГ, либо вернулась в те учреждения и инстанции, которые готовили эти документы. Исключение составляют отдельные письма информационного характера МИД СССР, Комитета по делам религий и религиозных культов при Совете Министров СССР и Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР.
Практически не сохранились и рабочие, подготовительные материалы различных органов пропаганды / информации СВАГ по вопросам контроля деятельности немецких церковных конфессий и религиозных объединений. В этой связи следует отметить, что служебное делопроизводство СВАГ функционировало по общим законам советской военно-бюрократической системы. В нем регистрировались и сохранялись лишь вступившие в силу - то есть подписанные соответствующим начальником, документы директивно-распорядительного характера, а все рабочие документы (проекты приказов, директив и т.д.) уничтожались. Аналогичным образом поступали с различной документацией в местных комендатурах при подготовке отчетных документов для вышестоящих инстанций СВАГ. После отправки «наверх» подготовленного и подписанного документа исполнитель оставлял у себя лишь копии этого документа, уничтожая все рабочие материалы.
Массовое рассекречивание документов СВАГ, начавшееся в конце 90-х гг., значительно расширило возможности по изучению истории Советской военной администрации в ГерманииII. Особенно важным представляется то обстоятельство, что исследователям стали доступны документы управлений
СВА провинций и земель зоны, которые реально проводили на местах советскую оккупационную политику.
Составители сборника использовали документы следующих архивных фондов СВАГ:
Фонд 7317 - Советская военная администрация в Германии (центральный аппарат), в нем: опись 3 - Секретариат заместителя Главноначальствую-щего СВАГ по политическим вопросам; описи 7 и 8 - Штаб СВАГ; опись 18 - Директорат внутренних дел и связи Союзного контрольного совета в Германии; опись 19 - Управление пропаганды / информации СВАГ; опись 37 - Управление сельского хозяйства и лесоводства СВАГ; опись 53 - Правовой отдел СВАГ; опись 55 - Отдел народного образования СВАГ; описи 56, 57 - Отдел / Управление здравоохранения СВАГ.
Фонд 7184 - Управление Советской военной администрации земли Тюрингия.
Фонд 7077 - Управление Советской военной администрации земли Бран-денбург.
Фонд 7103 - Управление Советской военной администрации земли Мек-ленбург.
Фонд 7133 - Управление Советской военной администрации земли Сак-сония-Ангальт.
Фонд 7212 - Управление Советской военной администрации земли Саксония.
Фонд 10134 - Союзная контрольная власть в Германии, в нем опись 1 - Контрольный совет в Германии.
Фонд 6991 - Совет по делам религий при Совете Министров СССР.
Фонд 9401 - «Особые папки» Секретариата НКВД / МВД СССР, в нем опись 2.
Характеризуя этот архивный массив, следует отметить, что материалы о церковных конфессиях и религиозных объединениях крайне неравномерно и фрагментарно отложились в различных фондах СВАГ. В первую очередь это относится к фондам управлений СВА провинций и земель зоны, в которых сосредоточено большинство документов по церковной тематике. Например, основная часть документов местных органов пропаганды / информации СВАГ о деятельности церковных конфессий сосредоточена в фондах УСВА Бранденбурга (фонд 7077) и Саксонии (фонд 7212). Меньше материалов в фондах УСВА Саксонии-Ангальт (фонд 7133) и Тюрингии (фонд 7184). Практически нет документов о церкви в материалах Управления СВА земли Мекленбург (фонд 7103)I. Также неравномерно отложились в фондах УСВА провинций и земель материалы о деятельности сект и религиозных объединений, не относившихся к основным церковным конфессиям Советской зоны оккупации Германии. Большая часть этих документов относится к Саксонии, за ней в порядке убывания следуют Бранденбург, Саксония-Ангальт и Тюрингия. В фонде земли Мекленбург документов о деятельности сект не имеется. Такое неравномерное распределение архивных документов по церковной тематике можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, фонды УСВА Бранденбурга и Саксонии являются наиболее крупными из всех земельных фондов, а, значит, располагают наиболее репрезентативным комплексом документов по всем аспектам деятельности управлений СВАI. Во-вторых, абсолютный приоритет Саксонии по количеству материалов, связанных с деятельностью религиозных сект, можно объяснить особенностями исторического и культурного развития этой землиII.
Также неравномерно отложились документы по церковной тематике в профильных отделах и управлениях центрального аппарата СВАГ. Например, материалы проверок церковных и монастырских имений и хозяйств местными военными комендатурами СВАГ весной 1947 г. имеются только в документах Сельскохозяйственного отдела УСВА провинции Саксония (фонд 7133). В документах сельскохозяйственных отделов остальных провинций и земель зоны такие материалы отсутствуют.
Кроме архивных материалов ГА РФ, в комментариях аналитической статьи к сборнику также использованы отдельные документы Российского государственного военного архива - РГВА / фонд 500, опись 5 - Главное управление имперской безопасности Германии.
Структура сборника построена в соответствии с выявленными тематическими группами документов по проблеме и включает, соответственно, разделы о деятельности СВАГ по контролю церковных конфессий и религиозных объединений, о молодежной политике церкви, о благотворительной деятельности церкви, о работе церковных медицинских, воспитательных и учебных учреждений, о вопросах церковной собственности и финансов, о контроле деятельности религиозных сект, о деятельности ХДС и политических аспектах церковной жизни Германии. Включение в сборник раздела о деятельности Христианско-демократического союза связано, в первую очередь, с тем, что ХДС являлся единственной политической партией Советской зоны оккупации, непосредственно отражавшей христианское мировоззрение, состоявшей из членов церковных общин и тесно связанной с основными церковными конфессиями Германии.
Документы в тематических разделах расположены в хронологическом порядке. Отдельные документы, главным образом донесения отделений информации военных комендатур о деятельности политических партий и общественных организаций в городах, районах и округах публикуются в купированном виде. Произведенные при этом извлечения не имеют прямого отношения к тематике сборника. Каждый из разделов сборника сопровождается краткими историческими комментариями и примечаниями, выведенными в концевые сноски.
В аналитической статье раскрываются основные направления деятельности СВАГ в области конфессиональных отношений. Кроме того, в статье представлена краткая история основных религиозных конфессий Восточной Германии до создания органов СВАГ и в период советской оккупации.
***
Подготовка настоящего сборника документов осуществлена в соответствии c «Правилами издания исторических документов в СССР» (2-е изд., 1990).
Сборник построен по проблемно-хронологическому принципу. В состав сборника включены 153 документа из фондов ГА РФ. Подавляющее большинство документов публикуется впервые. 12 документов (1.11, 1.16, 1.17, 1.25, 1.31, 1.35, 1.41, 1.48, 2.6, 2.11, 4.11, 5.14) опубликованы в сборнике «Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945-1949: Сборник документов / Отв. ред. и сост. Н.П.Тимофеева и Я.Фойт-цик. При участии Ю.М.Коршунова, К.Кюнцель, Д.Н.Нохотович, Ю.Г.Орловой, Е.Рош. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
При отборе документов предпочтение отдавалось подлинникам, а при их отсутствии - заверенным копиям.
В большинстве случаев документам даны редакционные заголовки.
Дата документа помещается справа под заголовком. Даты, установленные составителями, и способ их определения оговариваются в подстрочных примечаниях.
Некоторые приказы СВАГ имели двойную датировку, при этом первая дата обозначала день подписания документа, а вторая - день регистрации его в секретариате.
Гриф секретности воспроизводится под датой.
Номера директивных указаний, делопроизводственные номера писем и докладных записок приводятся после грифа секретности.
Основная часть документов публикуется полностью. В ряде документов опущены фрагменты, содержащие не относящуюся к теме сборника информацию. В случае публикации документа в извлечении, его заголовок начинается словом «Из». Опущенные части текста отмечены отточием в квадратных скобках; их содержание оговаривается в текстуальных примечаниях.
Текст публикуемых документов передан в соответствии с современными правилами орфографии, стилистические особенности документов сохраняются. Орфографические ошибки и опечатки исправлены без оговорок. Погрешности теста, не поддающиеся устранению (искаженные слова, стилистически неправильное построение фразы, опечатки, меняющие смысл слов), сохраняются и оговариваются в текстуальных примечаниях: «Так в документе», «Так в документе. Правильно: "..."», «Следует читать: "..."».
Пропущенные в тексте документов и восстановленные составителями слова и части слов заключены в квадратные скобки.
Общеупотребимые сокращения раскрываются в списке сокращений. Некоторые сокращения, встречающиеся в тексте, раскрыты без оговорок, например: «подполковник» вместо «п/п», «район» вместо «р-н», «сельскохозяйственный» вместо «с-х».
Отточие документа в текстуальных примечаниях специально не оговаривается.
Подписи под документами сохраняются. В случае невозможности прочтения подписи в текстуальном примечании делается оговорка: «Подпись неразборчива». Заверительные надписи на документах не воспроизводятся.
Резолюции и пометы приводятся после текста документа.
Текст каждого документа сопровождается легендой, в которой указывается архив, номер фонда, описи, дела и листов, подлинность или копийность документа, указание на язык оригинала. Перевод документов 2.10, 6.14, 6.17, 7.10 на русский язык осуществлен ответственным редактором сборника В.В.Захаровым. Все документы в сборнике машинописные, поэтому способ воспроизведения их не оговаривался. Указание на опубликованность документа приводится после легенды.
В состав научно-справочного аппарата входят: предисловие, аналитическая статья, текстуальные примечания, комментарии, именной комментарий, именной и географический указатели, список сокращений, содержание, включающее в себя перечень публикуемых документов.
В текстуальных примечаниях обосновывается датировка, приводятся перекрестные отсылки на публикуемые в сборнике документы, отмечается отсутствие или местонахождение упоминаемых в тексте приложений, оговариваются подчеркивания, зачеркнутые слова, вставки в текст, неразобранные подписи.
В именном комментарии приводятся биографические данные на ряд должностных лиц СВАГ и немецких государственных и политических деятелей.
Неверное написание немецких имен, фамилий и географических названий в тексте документов не исправляется. Правильное написание приводится в комментариях, именном и географическом указателях в скобках.
Названия земель в географическом указатели даны в соответствии с административно-территориальным делением Советской зоны оккупации Германии, принятым в конце 1947 г. (вместо «провинция Саксония» - «земля Саксония-Ангальт», вместо «провинция Мекленбург и Западная Померания» - «земля Мекленбург», вместо «провинция Бранденбург» - «земля Бранденбург»).
Авторы-составители выражают признательность сотруднику Отдела изучения и публикации документов ГА РФ Е.В.Полторацкой за электронный ввод текстов документов для публикации.
В.В.Захаров О.В.Лавинская Д.Н.Нохотович