Background Image

«Между прошлым и будущим. К 50-летию Байкало-Амурской магистрали»

«Между прошлым и будущим. К 50-летию Байкало-Амурской магистрали»

24 апреля 2024 г. в Москве в Музее современной истории открылась выставка «Между прошлым и будущим. К 50-летию Байкало-Амурской магистрали». Соорганизатор выставки - Государственный архив Российской Федерации. Кураторы - специалисты ГА РФ Ольга Барковец и Сергей Балан.

Историко-культурный проект, подготовленный совместно с галереей «Триумф», рассказывает об истории строительства одной из крупнейших железных дорог в мире, о значении БАМа для России; демонстрирует особый пласт культуры, который сформировался вокруг магистрали.

Экспозицию открывает рассказ о XVII съезде ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а завершает раздел, где с помощью мультимедийных технологий можно заглянуть в будущее магистрали. Основное внимание уделено первым десяти годам главного этапа строительства БАМа (1974-1984).

Представленные на выставке архивные документы, живопись, фотографии, агитационные плакаты, письма, награды, одежда и личные вещи строителей повествуют о жизни десятков тысяч людей, трудившихся на «стройке века». В экспозиции - макеты мостов и тоннелей, вокзалов и железнодорожных станций, в которых нашли отражение традиционные формы национальных архитектурно-художественных школ союзных республик.

Посетители выставки смогут познакомиться с жизнью и бытом строителей БАМа. Вокруг магистрали сложилась уникальная «цивилизация» со своей культурой, традициями, фестивалями, праздниками. Одна из задач проекта - погрузить зрителя в особую бамовскую атмосферу: тяжелый рабочий день, после которого можно отдохнуть в комнате, обставленной характерной для того времени мебелью; посмотреть новостную программу, рассказывающую о трудовых буднях магистрали; услышать бардовские песни; посмотреть фильм о народном театре, созданном на БАМе.

Байкало-Амурская магистраль стала символом эпохи. Ее протяженность составляет 4287 км, а вместе с ответвлениями и соединительными линиями - 5600 км. Это самый короткий железнодорожный путь из центра страны к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие отдаленные регионы. Магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краев, Бурятии и Якутии; пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов.

Основными участниками «стройки века» были комсомольцы-добровольцы и военные строители. Всего в процессе было задействовано более двух миллионов человек. Окончательно строительство БАМа завершилось 5 декабря 2003 года, когда открылось движение по Северомуйскому тоннелю.

Президент России Владимир Путин поставил задачу двукратно увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба в ближайшие восемь лет - до 270 миллионов тонн. Как и полвека назад, на самых ответственных участках задействованы железнодорожные войска. Три года назад они приступили к укладке второй ветки БАМа. Предстоит строительство второго Северомуйского тоннеля и еще одного железнодорожного моста через Амур. А это значит, что из дороги в никуда, как долгое время называли одну из ударных комсомольских строек, БАМ опять стал дорогой в будущее.

Ранее глава государства заявил об исторической необходимости БАМа для России.

Выставка будет работать по 24 ноября 2024 года.

Генеральный партнер проекта - ОАО «РЖД».

image