Background Image

«Окна сатиры РОСТА»

«Окна сатиры РОСТА»

22 октября 2019 г. в Музее Победы открылся масштабный межмузейный выставочный проект «Окна сатиры». В создании экспозиции приняли участие Музей Победы, Государственный архив Российской Федерации, Российское военно-историческое общество, Государственный музей В.В. Маяковского, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Информационное агентство России ТАСС. 

Новая экспозиция посвящена 100-летию создания плакатов «Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА»). В апреле 1919 года постановлением Президиума ВЦИК руководителем российского телеграфного агентства РОСТА был назначен Платон Михайлович Керженцев (литературный псевдоним Лебедев)- революционер, заместитель редактора «Известий», талантливый журналист, переводчик. При нём начинает выходить газета «Агит-РОСТА». Керженцев создал до сотни местных отделений «Окон сатиры РОСТА». Он знал и понимал роль сатиры и как ее ценили вожди пролетариата В.И. Ленин, Ф. Энгельс и К. Маркс.

«Окна РОСТА» также считают детищем В.В. Маяковского, но они появились именно в определенных исторических условиях во время жестокой борьбы за новую жизнь и под влиянием Октябрьской революции и стали составной частью ленинского плана создания печати нового типа и дальнейшего совершенствования агитационной работы. Перед этим начали создаваться агитационные пароходы и поезда, зарождаться выпуски печатных стенных газет, которые расклеивались на улицах, вокзалах, в клубах и т.д. Они и сыграли важнейшую роль пропаганды и агитации. В губернских и уездных городах «Стенные газеты РОСТА» уже к 1920 году составили почти половину периодических изданий, выходящих в Советской России. Благодаря этому РОСТА превратился в агитационный центр республики, только в этих условиях могла появиться и появилась сатира РОСТА - «Окна РОСТА».

Первое «Окно сатиры РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных  и поэтом Николаем Ивановым-Граменом. В конце сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка. В создании второго плаката уже принимал участие Владимир Маяковский.

Изначально "Окна РОСТА" рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.

В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, поэт Владимир Маяковский и художник Иван Малютин Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и другие. К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» - в зданиях на Кузнецком мосту, Сретенке и других.

В начале 1920 года был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов, благодаря чему за два-три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Как правило, плакаты размещались в окнах пустующих магазинов, отсюда и их название - «Окна РОСТА». Первые копии незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы ежедневных газет. Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. К началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.

«Окна РОСТА» не только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом, распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры. Сама история сжато и просто выставлялась на обозрение, помогала четко доносить идеи партии до простого народа. «Окна» стали документом первой социалистической революции. В. Маяковский писал: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью...». Это была немедленная реакция на все события Гражданской войны и восстановление разрушенного хозяйства молодой Советской страны. Персонажи плакатов всем были известны и понятны: крестьянин, красноармеец, рабочий, кулак, капиталист...

Маяковский вспоминал о том, как пять художников делали ежемесячно 50 тыс. экземпляров сатиры РОСТА, а по всей республике - сотни тысяч, которые проникали в самые отдаленные места России и оказывали разъяснительное и агитационное влияние на миллионы людей. А это, по словам поэта, «...телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой». По «Окнам РОСТА» можно проследить историю революции.

Графическое оформление "Окон РОСТА" сочетало символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков, выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая составляющая становилась более лаконичной. Это позволяло более эффективно решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».

К традициям агитационного плаката времен Гражданской войны художники вернулись с началом Великой Отечественной войны. Первый тираж «Окон ТАСС» вышел 27 июня 1941 года. За несколько дней известные художники-карикатуристы и поэты, в том числе и работавшие над «Окнами сатиры РОСТА», объединились и образовали редакцию по созданию военно-оборонного плаката. Всего за время войны было выпущено почти 1300 плакатов. Над ними в три смены трудились 125 художников и 83 поэта». На выставке представлено более 30 плакатов периода Великой Отечественной войны.

Большинство экспонатов - это подлинники из фондов Государственного архива РФ, который обладает уникальной коллекцией агитационных плакатов, а также трех крупнейших музеев страны. Кроме работ Владимира Маяковского - он был ведущим автором и художником «Окон сатиры РОСТА», - зрители увидят плакаты Михаила Черемных, Казимира Малевича, Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Павла Соколова-Скаля, Владимира Лебедева и других художников.

В музее на площади 400 квадратных метров разместится ретроспектива самых ярких образцов агитационного искусства, - начиная от русского лубка, чьи традиции они впитали, и завершая плакатами времен Великой Отечественной войны. На выставке покажут более 200 экспонатов - это картины периода русско-японской и Первой мировой войн, «Окна сатиры РОСТА» 1919-1921 годов и «Окна ТАСС» 1941-1945 годов.

Гости музея также познакомятся с фотографиями и документами, рассказывающими о создании «агиток» первой половины ХХ века,  об истории их создания при помощи фотографий, документов и инструментов для создания плакатов.  Впервые зрители увидят уникальные экземпляры не только самих плакатов, созданных в Москве и Петрограде, Саратове и Башкирии, но и трафареты, на основе которых вручную делались первые образцы «Окон сатиры РОСТА» и «Окон ТАСС». В числе экспонатов - инструменты, краски и кисти, принадлежавшие известным художникам, а также личные вещи Владимира Маяковского и Лили Брик.

Экспозиция будет работать до 12 декабря 2019 года.

image