Background Image

Посвящается И.С. Тургеневу

Посвящается И.С. Тургеневу

Свидетельство о рождении Ивана Сергеевича Тургенева и его прошение о приеме в университет представлены на юбилейной выставке, посвященной 200-летию со дня рождения великого русского писателя. Выставочный проект «Тургенев. Время московское», проходящий в залах Государственного исторического музея, собрал многие уникальные экспонаты и документы из музеев, архивов, библиотек, частных коллекций.


200-летний юбилей со дня рождения И.С. Тургенева - событие международного масштаба, способствующее межнациональному культурному взаимодействию и продвижению российского культурного наследия. 5 марта 2014 года в России президентом РФ был издан указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения И. С. Тургенева.

Портрет И. С. Тургенева. Фотограф М. М. Панов. Москва. 1880 г. Картон; альбуминовый отпечаток.
http://www.shm.ru


Значительный комплекс документов, относящихся к Тургеневу, отложился и в Государственном архиве РФ - в ряде личных фондов, коллекциях документов и в делах III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии - органа, обладавшего почти неограниченными полномочиями на протяжении более полувека русской истории.

Наиболее интересную группу документов составляют автографы писателя. В основном это собственноручные письма личного, делового и творческого характера. Несколько писем адресованы высокопоставленным чиновникам и содержат ходатайства Тургенева о разрешении знакомых ему лиц вернуться на родину. В фонде III Отделения хранится особо ценное дело «По письмам Никольского, Аксакова, Тургенева и Боткина о смерти литератора Гоголя». Это дело содержит цитаты Тургенева из статьи, напечатанной в «Московских ведомостях» от 15 марта 1852 г. по случаю смерти Н.В. Гоголя, письмо Тургенева Василию Боткину от 26 февраля 1852 г., а также прошения писателя на имя цесаревича Александра Николаевича о разрешении ему покинуть место ссылки.

Отдельную группу образуют документы, касающиеся смерти и похорон Тургенева. Так, в фонде Департамента полиции хранится специальное дело «О похоронах писателя И.С. Тургенева», описание похорон сотрудником «Русского курьера» А.Г. Пановым, а также речь отставного титулярного советника Г.В. Вырубова, друга писателя, на похоронах.

Часть материалов о писателе объединяет документы из фондов III Отделения и Департамента полиции - агентурные сведения, показания лиц, привлеченных полицией, выписки из писем, добытые агентурным путем, свидетельствуют о жизни и деятельности, о его связях и политических убеждениях. Фрагменты переписки Тургенева с разными лицами и из писем, в которых писатель упоминается, дают представление о его политических взглядах, а также о том, какие события, происходившие в России и в частности в Москве, интересовали писателя, находившегося вдали от родины.

Вид Красной площади от памятника Минину и Пожарскому в сторону Воскресенских ворот.
Ж. Арну. Париж. 1840-е гг. Бумага, литография, акварель
http://www.shm.ru


Юбилейный проект в ГИМе показывает значимость Москвы и москвичей в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Прекрасный знаток Москвы, Тургенев выбирал для обитания своих героев ее площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где «приживется».

200-летний юбилей со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 году - событие международного масштаба, способствующее межнациональному культурному взаимодействию и продвижению российского культурного наследия. 5 марта 2014 года в России Президентом РФ был издан указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения И. С. Тургенева.

Московское время И. С. Тургенева - это приезд семьи в 1824 г. в столицу, учеба в частных пансионах и Московском университете, первая любовь, первые публикации и театральные постановки, незабываемые встречи с Н.В. Гоголем, М.С.Щепкиным, И.Е. Забелиным, П.М. Третьяковым, И.Е. Репиным, Н.Г. Рубинштейном, Аксаковыми, Боткиными, Бакуниными.

В пространстве древнего, но постоянно меняющегося города писатель слышал, по его признанию, настоящий народный язык, дышал пылью Белокаменной, видел не только божественную пасхальную ночь, но и грязный снег, и тяжелые воды Крымского брода, размышлял о смысле жизни на берегу Москвы-реки в Кунцеве, ездил к развалинам Царицына, гулял по Тверскому бульвару...

Среди экспонатов выставки - редчайшие дагерротипы, автографы, предметы интерьеров домов, в которых бывал писатель, личные вещи хозяев. Изобразительные и вещевые комплексы создают своеобразную атмосферу города 1820 - 1880-х гг., знакомят с литературными пристрастиями в московских салонах и кружках, которые посещал Тургенев.

Соответствующий раздел выставки расскажет о первой любви писателя - Екатерине Львовне Шахновской, о тайных московских свиданиях с французской оперной певицей Полиной Виардо, «философском романе» с Татьяной Бакуниной. С помощью типологических женских костюмов и портретов современниц писателя посетители смогут увидеть характерные, ставшие нарицательными черты «тургеневской девушки».



Специально для выставки российский бренд Russmotive, возрождающий старинное русское золотное искусство вышивки, создал капсульную коллекцию из нескольких платьев, посвященную образу «тургеневской» девушки. Вдохновением для создания орнаментов ручной вышивки и форм женских костюмов Russmotive стали женские платья XIX века, образы героинь романов И.С. Тургенева. При этом изделия выполнены искусно таким образом, что с легкостью впишутся в гардероб современной женщины.


При описании московских событий нельзя обойти такую важную часть жизни писателя, как театр. Особое место на выставке занимают декорации из музея МХАТ, а центральными предметами стали костюмы для фильма-балета «Вешние воды», выполненные Пьером Карденом для Майи Плисецкой.


Здание Четвертой московской мужской гимназии на Покровке. Художник А. Ф. Кондырев. 1866 г. Бумага, акварель, белила
http://www.shm.ru

В произведениях писателя отразилось городское пространство Москвы, с его системой улиц, переулков, тупиков и площадей. Поэтому невозможно говорить о Москве Тургенева, не зная архитектурного облика города в XIX веке. Гостям выставки представлена уникальная возможность увидеть тургеневскую Москву с помощью объемных памятников и произведений декоративно-прикладного искусства, а также подлинных памятников архитектурного убранства города.

Серия полотен представляет еще одно знаменательное и совершенно забытое явление московской жизни - создание живописной галереи «Знаменитые деятели Российской истории», располагавшейся в здании Румянцевского музея. Над портретами трудились Крамской, Репин, Васнецов и другие выдающиеся художники. В экспозиции выставки впервые после 1920-х гг. представлена часть этого собрания. Живописный ряд включает портреты российских деятелей в различных сферах российской жизни: императоров Александра II и Александра III, Богдана Хмельницкого, Михаила Глинки, Дениса Давыдова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова.

Составляющей частью проекта являются тексты из произведений и переписки писателя, его цитаты из писем и воспоминаний современников.


Портрет И. С. Тургенева. Дагеротипист О. Биссон. Париж. 1847-1850 гг. Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия
http://www.shm.ru

Особо значимым стал раздел, посвященный семейным реликвиям рода Тургеневых из Государственного мемориального и природного музея-заповедника Тургенева «Спасское-Лутовиново» - иконы рода Тургеневых и «Спас Нерукотворный», письменный стол писателя, дорожная шкатулка, ручка - подарок Полины Виардо, каминные часы.

Характерная особенность Москвы - пристрастие горожан к разговорам, спорам, словесным баталиям в гостиных, салонах, которые нашли отражение в тургеневских произведениях. На выставке представлены предметы интерьера 1840-х годов, периода наивысшего накала страстей в этих «говорильнях», личные вещи спорщиков, среди которых можно увидеть шляпу и шейный галстук Герцена, бювар Огарева, папку для бумаг Грановского и живописные портреты.

Любовь Тургенева к театру и музыке нашла отклик в выставочном проекте не только за счет показа мемориальных и редких экспонатов из музейных собраний, но и включением в экспозиционное пространство музыкальных произведений, например, озвучивание текстов Тургенева, его переписки с Виардо.

Серия фотографий, выполненная лучшим фотографом Москвы того времени Дьяговченко, продемонстрирует событие в жизни Москвы и всей России - открытие Всероссийской политехнической выставки, которую в 1872 году посетил Тургенев.

Тургенев не был москвичом по рождению, поэтому, возможно, не ощущал какой-то особой, кровной связи с Москвой. Он не мог, подобно М.Ю. Лермонтову, считать Москву своей родиной и потому прощать ей все горести, что пришлось пережить в этом городе, или, подобно А.С. Пушкину, сердцем замирать при мысли о Москве. И все же с Москвой Тургенева связывает многое: его отроческие и юношеские годы, первое чувство (о нем писатель рассказал много лет спустя в повести «Первая любовь»). Нельзя не учитывать и того, что серьезные литературные привязанности и склонности обнаруживаются именно в этом возрасте. То есть московская жизнь Тургенева, - без сомнения, важнейший период в его творческом становлении. Москва оказывается довольно часто основной площадкой, где разворачиваются события многих произведений писателя. Более того, московская тема, иногда лишь пунктирно звучащая в описании образа жизни или интересов тургеневских героев, подчас становится важнейшей их характеристикой.

Экспозиция в Выставочном комплексе Государственного исторического музея открыта до 30 сентября 2018 г.

 

image