Background Image

Информация
о работе первичной организации РОИА в
Государственном архиве Российской Федерации в 2018 г.


29 октября, в 100-летнюю годовщину Ленинского комсомола, ветераны ГА РФ поделились с молодыми архивистами воспоминаниями о деятельности комсомольской организации ЦГАОР - Центрального государственного архива Октябрьской революции, как до 1992 года назывался Государственный архив РФ. Ольга Николаевна Копылова, Николай Степанович Зелов, в разное время бывшие руководителями первичной организации ВЛКСМ, рассказали о жизни, работе и быте комсомольцев, их активном участии в делах коллектива Госархива и московского комсомола.




25 октября
. Москва, Романов переулок, 4. Здесь, рядом с церковью Знамения иконы Божьей матери на Шереметьевском дворе на первом этаже пятиэтажного здания находится мемориальный музей-квартира Климента Аркадьевича Тимирязева. Здесь, с 1899 по 1920 годы жил выдающийся естествоиспытатель, ботаник, физиолог, агроном и блестящий популяризатор знаний о жизни растений, заслуженный профессор Московского университета.




Архивисты ГА РФ, посетившие музей-квартиру Тимирязева, словно прикоснулись к судьбе великого русского ученого, обогатившего мировую науку и культуру трудами неоценимого значения. Титаническое трудолюбие и природный талант исследователя позволили Тимирязеву занять нишу и в «науке мировой», как говорил его ученик А.П. Модестов. Об этом ярко свидетельствуют факты избрания Климента Аркадьевича членом-корреспондентом Российской академии наук, доктором естественных наук Глазговского университета, почетным доктором естественных наук Кембриджского и Женевского университетов. Тимирязев являлся также действительным членом Лондонского королевского общества, членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества, членом Английского Королевского общества, а с 1918 года действительным членом Социалистической академии общественных наук и ряда других научных обществ.





Кабинет, сохранивший творческую атмосферу ученого, библиотека с редчайшими книгами по биологии, портреты ученых-современников Тимирязева, живописные картины, интерьер гостиной, рояль - все, что смогли собрать и бережно сохранить организаторы музея буквально дышит атмосферой, в которой жил и творил Климент Аркадьевич. Всего в представлено более 29 тысяч единиц хранения, включая переписку с друзьями, коллегами, писателями, художниками, композиторами, учениками. Большой интерес представляет и постоянно действующие выставки «Ч. Дарвин и К.А. Тимирязев» и «Тимирязев сегодня», материалы об ученом, вышедшие после его смерти, профессорские мантии, прижизненные фотографии, а также афиши спектакля «Беспокойная старость» и кинофильма «Депутат Балтики», для главного героя которых Тимирязев послужил прототипом.


13 октября историки-архивисты ГА РФ побывали в Константиново-Пощупове, на малой родине Сергея Есенина.


Интересной была уже сама дорога в южное Подмосковье, к старинному городу Коломне, через места, связанные с именами просветителя Н.И. Новикова, декабристов И.И. Пущина и М.А. Фонвизина, через Оку, в заокские и рязанские дали. В Константиново архивисты осмотрели дом и усадьбу Л.И. Кашиной (музей поэмы «Анна Снегина»), посмотрели на очень интересную церковь Казанской Божьей матери и колокольню с её куполами своеобразной формы - «пламя свечи».


Незабываемое впечатление производят виды с обрывистого берега реки Оки в бесконечные рязанские дали, на её пойму и заливные луга. Впечатлил также старинный Свято-Иоанно-Богословский монастырь, куда неоднократно водила маленького Есенина его бабушка. Желающие могли набрать воды из находящегося неподалёку святого источника и искупаться в находящейся при нём купальне. От источника также открывался очень красивый вид на бесконечные заливные луга, над которыми уже появился тонкий «есенинский» месяц...


17-19 августа для членов РОИА и сотрудников ГА РФ состоялась экскурсия «Зачарованная глухомань», в ходе которой они познакомились с городами Галичем, Солигаличем, Чухломой и Вологдой. Посетили местные краеведческие музеи, Паисиево-Галичский и Авраамиево-Городецкий монастыри, прокатились на мотовозе по Монзенской железной дороге, проложенной среди бескрайних лесов, отведали монастырской трапезы, а также узнали много для себя нового в галичском фольклорном центре.








Исключительно интересно было познакомиться с особенностями крестьянского быта региона, значительная часть мужского населения которого занималась отхожим промыслом, главным образом плотницким и малярным делом. Удивительно было увидеть в селе Асташево огромный терем в древнерусском стиле, построенный одним из удачливых крестьян-отходников для своей молодой жены в начале ХХ века и стоящий и по сей день посреди чухломских лесов.



Музейные экспозиции и рассказы экскурсоводов позволили подробно познакомиться и с жизнью провинциального мещанства в XVIII - начале ХХ веков. Сюрпризом стал небольшой концерт на старинной фисгармонии (она звучала как небольшой орган), который был устроен в галичском музее.



И финальным незабываемым аккордом этого маленького путешествия был солнечный последний день в Вологде, с ее очаровательными деревянными старинными домами, огромным и хорошо отреставрированным кремлём и находящимся по соседству уникальным музеем кружева.

 



20-23 июня
самые отважные члены первичной организации РОИА совершили незабываемое путешествие к полярному кругу - на Соловецкие острова в Белом море. Экскурсанты познакомились с историей Соловецкого монастыря, совершили восхождение на Секирную гору, познакомились с историей и памятниками действующего Свято-Вознесенского скита, где во времена Соловецкого лагеря находился штрафной изолятор.





Большое впечатление на всех произвело знакомство с ботаническим садом, одним из самых северных ботанических садов России, который расположен на территории бывшей Макарьевской пустыни. Издавна монахи выращивали здесь экзотические для Севера фрукты и овощи, в том числе дыни и лимоны.


Сотрудники ГА РФ совершили морскую прогулку на катере по живописному заливу Долгая губа до острова Большая Муксалма. Экскурсанты увидели грандиозное гидротехническое сооружение - рукотворную дамбу, сложенную из валунов, протяженностью более километра, соединяющую острова Большой Соловецкий и Большую Муксалму.


Большое впечатление на путешественников произвела экскурсия, посвященная Соловецкому ГУЛАГу.


19 июля
на очередном собрании архивистов ГА РФ прошло обсуждение вышедших в год 100-летия государственной архивной службы России в свет двухтомного сборника документов «Архивы и власть: Первое послереволюционное десятилетие. Протоколы и журналы заседаний руководящих органов управления архивной отраслью за 1918 - 1929 гг.» и книги «Подвижники архивного дела». Авторы и составители обеих работ - известные специалисты Государственного архива РФ.

     

«Архивы и власть» - издание в полном смысле уникальное. Руководитель авторского коллектива директор ГА РФ Л.А. Роговая, составители: О.Н. Копылова (ответственный редактор и составитель), Б.Ф. Додонов, Н.С. Зелов, Т.Н. Котлова, В.П. Наумов, Т.И. Хорхордина, В.И. Широков смогли показать сложнейшие процессы становления архивного дела в послереволюционный период. Сборник материалов под общей редакцией С.В. Мироненко и Т.И. Хорхординой дает целостную панораму того, как в труднейших условиях архивисты, не щадя сил и здоровья, зачастуя жертвуя собственной жизнью, собирали разрозненные и брошенные документальные богатства России.

Документы публикуются впервые и рассчитаны на широкий круг специалистов по отечественной истории, архивистов, преподавателей и студентов, краеведов.


«Подвижники архивного дела» - книга главного специалиста - руководителя архивохранилища личных фондов государственных и общественных деятелей СССР и РФ Государственного архива РФ Николая Зелова. Один из авторитетных специалистов, уже более полувека работающий в ГА РФ, Николай Степанович Зелов хранит память о людях, работавших в российских архивах. Им собраны и приняты на хранение личные документы, фотографии, воспоминания архивистов, публикации о них в периодических изданиях и книгах. Книга содержит статьи об В.В. Адоратском, М.Н. Покровском, В.В. Максакове, А.С. Николаеве, Н.Р. Прокопенко и многих других организаторах архивного дела, которые способствовали сохранению документальной памяти об истории Отечества внесли достойный вклад в развитие отрасли.

Обе работы, несомненно, будут полезно всем, кто интересуется историей государственной архивной службы, архивоведением и документоведением, знаковыми фигурами российской историографии и документалистики.

12 мая 2018 г. архивисты побывали на автобусной экскурсии по литературной Москве, посвященной жизни и творческой деятельности знаменитого советского поэта Владимира Маяковского в период его жизни в Москве. Это - новая авторская экскурсия Леонида Михайловича Видгофа, с которым наши коллеги давно и плодотворно сотрудничают.

С именем Маяковского связаны четыре уголка Москвы: Красная Пресня (здесь, в доме на старой Пресне жила семья Маяковских после переезда в Москву из Грузии), Сеченовский (Полуэктов) переулок - здесь поэт жил в течение длительного времени вместе с Лилей и Осипом Бриками; Гендриков переулок (там Маяковский также жил вместе с четой Бриков, здесь же располагался знаменитый «ЛЕФ») и, наконец, Лубянка - дом, в котором Маяковский работал, и где 1 апреля 1930 г. трагически оборвалась его жизнь. На «железном» венке из болтов и гаек было написано: «Железный венок - железному поэту».

  


25 апреля сотрудники ГА РФ продолжили знакомиться с историей официальных резиденций глав Советского государства, в этот день - с так называемой «ближней дачей» И.В. Сталина. В настоящее время она расположена в черте Москвы, недалеко от Парка Победы на Поклонной горе. «Ближняя» - потому что располагалась всего в 12 минутах езды от Кремля.



Здание было построено в 1933 - 1934 гг. по проекту архитектора Мирона Мержанова - автора сталинских дач в Мацесте и Бочаровом ручье. Позже здание неоднократно перестраивалось и сохранилось в том виде, каким его оставил скончавшийся там Сталин 5 марта 1953 г.

Относительно небольшое, окрашенное в годы войны зеленой краской, двухэтажное строение. Несколько веранд, пристроенное хозяйственное помещение. Стены прихожей, как и всех других комнат, облицованы деревянными панелями. На одной из них карта мира, на другой так же фотокопия - Европы - с личными пометками Сталина, сделанными им в 1941 и 1945 годах (подлинники карт находятся в Государственном историческом музее). В центре правой вешалки, предназначенной для гостей, широкое зеркало, перед которым всегда брился вождь.





На первом этаже находится семь комнат. Практически всё время глава государства проводил в своём кабинете, в котором имелось два дивана для отдыха - на них он спал ночью.



Ближняя дача была местом устраиваемых приёмов. Для них был специально предназначен большой зал-столовая, в который гости попадали прямо из прихожей. Здесь бывали Мао Цзедун, Тито, Черчилль и многие другие известные зарубежные деятели и, конечно, все члены советского руководства, ученые, писатели, режиссеры. Посредине столовой находился полированный стол, окружённый довольно простыми и неброскими стульями. Угол помещения занимал небольшой рояль, на котором играл Андрей Жданов. Рядом с роялем большая радиола, подаренная Черчиллем. На полу - большой ковер, подарок иранского шаха во время Тегеранской конференции 1943 г.




Архивисты смогли воочию убедиться, что рассказы о роскоши интерьеров дачи не более чем миф; обстановку можно назвать более чем скромной, почти спартанской. И уж совсем аскетичным был гардероб Сталина - пара шинелей, сапоги, штопанное белье.



Сталин любил ближнюю дачу, предпочитая её другим своим подмосковным резиденциям. Во время войны и в послевоенный период он жил там почти постоянно. После смерти Сталина дачу предполагалось превратить в музей Сталина, однако после XX съезда КПСС от этих планов отказались.

По сей день дача и территория вокруг являются закрытым государственным объектом, охраняемым сотрудниками ФСО.


14 апреля. «Горки Ленинские» - место, где провел последние годы В.И. Ленин. Усадьба, ранее называвшаяся «Большие Горки», имеет свою самодостаточную и очень интересную историю, с которой знакомились архивисты ГА РФ.


Сегодня архитектурный ансамбль практически восстановлен в таком виде, каким он был накануне революции 1917 года. Типично русская усадьба XIX - начала ХХ век, последней хозяйкой которой была вдова известного промышленника и мецената Саввы Морозова и жена московского градоначальнике Анатолия Рейнбота Зинаида Григорьевна. На ее средства в 1909 году усадебный комплекс был полностью реконструирован, построены хозяйственный двор, водонапорная башня, конюшни и парковые беседки. В предреволюционное время Горки приобретают вид крупнокапиталистической сельскохозяйственной фермы. От многих других в Подмосковье ансамбль отличается тем, что в свое время в нем уже было электричество, центральное отопление, телефон. Впечатляют великолепие интерьеров главного дома с зимним садом и флигелей, где представлены произведения русских и западноевропейских художников, гобелены, хрустальные люстры, фарфор, замечательная коллекция мебели из карельской березы.


Конечно, на всем облике усадьбы имеется отпечаток своеобразного духа революции, связанного с Владимиром Ильичем Лениным, куда он приехал в 1918 году для восстановления здоровья после ранения. Любопытно, что Ленин написал о бывшем владельце усадьбы Рейнботе: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении. Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста»...

Обычно Ленин приезжал в Горки в нерабочие дни, но с зимы 1921 - 1922 годов стал проводить здесь основную часть времени. С 15 мая 1923-го он, тяжело больной, жил постоянно, здесь же и скончался. После смерти Ленина усадьбу занимала до 1949 года семья его брата Дмитрия Ильича.


Горки Ленинские - часть научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина», важного памятника советской эпохи. Экспозиция включает пять залов и посвящена послеоктябрьской деятельности вождя революции на посту председателя Совнаркома РСФСР, его работе и последних дней жизни в Горках - копии документов, фотографии, плакаты, знамёна, книги, значки. Представлены копии документов с автографами и рукописных текстов самого Ленина и его соратников, а также других известных политиков, революционеров, лидеров белого движения. Экспонаты отражают деятельность первого Советского правительства, ВЦИКа, историю Учредительного собрания, а также белогвардейского правительства Северо-Западной области, Особого совещания главнокомандующего Вооружённых сил Юга России. Здесь же размещается часть интерьеров, перенесенных из музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».


На территории усадьбы находится мемориальный гараж, в котором хранится единственный в мире полугусеничный автомобиль «Роллс-Ройс», купленный в Англии для правительственного автопарка, и которым пользовался глава Советского государства.


29 марта архивисты ГА РФ знакомились с Большим театром, его днем вчерашним и сегодняшним. Большой - во все времена он всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны. С этим театром связана не только культурно-просветительская деятельность, но и общественно-политические события, оказавшие влияние на жизнь всего государства. В Большом театре проходили всероссийские съезды Советов и партии, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.


Участники экскурсии получили возможность прикоснуться к его истории, начинавшейся как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Не раз горевший, перестраивавшийся, пострадавший в годы Великой Отечественной войны, он всякий раз восстанавливался в своем золотом блеске русского классического наследия, формируя яркие представления о развитии музыкально-театрального искусства в России.

Любуясь строгой роскошью зрительного зала, лож, фойе, лестниц и коридоров, участники экскурсии не могли не оценить значения проведенной в последние годы реставрации и реконструкции основного здания Большого театра. Эта работа стала колоссальным проектом мирового уровня.


Исторический облик, во многом утраченный за более чем полтора века, полностью восстановлен по итогам многочисленных архивных и натурных исследований. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация.

Особый интерес вызвало оснащение театра современным оборудованием, поставившим его в ряд лучших сценических площадок мира.

Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.

 


image