о работе первичной организации РОИА в
Государственном архиве Российской Федерации в 2018 г.
25 октября. Москва, Романов переулок, 4. Здесь, рядом с церковью Знамения иконы Божьей матери на Шереметьевском дворе на первом этаже пятиэтажного здания находится мемориальный музей-квартира Климента Аркадьевича Тимирязева. Здесь, с 1899 по 1920 годы жил выдающийся естествоиспытатель, ботаник, физиолог, агроном и блестящий популяризатор знаний о жизни растений, заслуженный профессор Московского университета.
13 октября историки-архивисты ГА РФ побывали в Константиново-Пощупове, на малой родине Сергея Есенина.
Интересной была уже сама дорога в южное Подмосковье, к старинному городу Коломне, через места, связанные с именами просветителя Н.И. Новикова, декабристов И.И. Пущина и М.А. Фонвизина, через Оку, в заокские и рязанские дали. В Константиново архивисты осмотрели дом и усадьбу Л.И. Кашиной (музей поэмы «Анна Снегина»), посмотрели на очень интересную церковь Казанской Божьей матери и колокольню с её куполами своеобразной формы - «пламя свечи».
Незабываемое впечатление производят виды с обрывистого берега реки Оки в бесконечные рязанские дали, на её пойму и заливные луга. Впечатлил также старинный Свято-Иоанно-Богословский монастырь, куда неоднократно водила маленького Есенина его бабушка. Желающие могли набрать воды из находящегося неподалёку святого источника и искупаться в находящейся при нём купальне. От источника также открывался очень красивый вид на бесконечные заливные луга, над которыми уже появился тонкий «есенинский» месяц...
17-19 августа для членов РОИА и сотрудников ГА РФ состоялась экскурсия «Зачарованная глухомань», в ходе которой они познакомились с городами Галичем, Солигаличем, Чухломой и Вологдой. Посетили местные краеведческие музеи, Паисиево-Галичский и Авраамиево-Городецкий монастыри, прокатились на мотовозе по Монзенской железной дороге, проложенной среди бескрайних лесов, отведали монастырской трапезы, а также узнали много для себя нового в галичском фольклорном центре.
Исключительно интересно было познакомиться с особенностями крестьянского быта региона, значительная часть мужского населения которого занималась отхожим промыслом, главным образом плотницким и малярным делом. Удивительно было увидеть в селе Асташево огромный терем в древнерусском стиле, построенный одним из удачливых крестьян-отходников для своей молодой жены в начале ХХ века и стоящий и по сей день посреди чухломских лесов.
И финальным незабываемым аккордом этого маленького путешествия был солнечный последний день в Вологде, с ее очаровательными деревянными старинными домами, огромным и хорошо отреставрированным кремлём и находящимся по соседству уникальным музеем кружева.
20-23 июня самые отважные члены первичной организации РОИА совершили незабываемое путешествие к полярному кругу - на Соловецкие острова в Белом море. Экскурсанты познакомились с историей Соловецкого монастыря, совершили восхождение на Секирную гору, познакомились с историей и памятниками действующего Свято-Вознесенского скита, где во времена Соловецкого лагеря находился штрафной изолятор.
Сотрудники ГА РФ совершили морскую прогулку на катере по живописному заливу Долгая губа до острова Большая Муксалма. Экскурсанты увидели грандиозное гидротехническое сооружение - рукотворную дамбу, сложенную из валунов, протяженностью более километра, соединяющую острова Большой Соловецкий и Большую Муксалму.
Большое впечатление на путешественников произвела экскурсия, посвященная Соловецкому ГУЛАГу.
19 июля на очередном собрании архивистов ГА РФ прошло обсуждение вышедших в год 100-летия государственной архивной службы России в свет двухтомного сборника документов «Архивы и власть: Первое послереволюционное десятилетие. Протоколы и журналы заседаний руководящих органов управления архивной отраслью за 1918 - 1929 гг.» и книги «Подвижники архивного дела». Авторы и составители обеих работ - известные специалисты Государственного архива РФ.
«Архивы и власть» - издание в полном смысле уникальное. Руководитель авторского коллектива директор ГА РФ Л.А. Роговая, составители: О.Н. Копылова (ответственный редактор и составитель), Б.Ф. Додонов, Н.С. Зелов, Т.Н. Котлова, В.П. Наумов, Т.И. Хорхордина, В.И. Широков смогли показать сложнейшие процессы становления архивного дела в послереволюционный период. Сборник материалов под общей редакцией С.В. Мироненко и Т.И. Хорхординой дает целостную панораму того, как в труднейших условиях архивисты, не щадя сил и здоровья, зачастуя жертвуя собственной жизнью, собирали разрозненные и брошенные документальные богатства России.
Документы публикуются впервые и рассчитаны на широкий круг специалистов по отечественной истории, архивистов, преподавателей и студентов, краеведов.
«Подвижники архивного дела» - книга главного специалиста - руководителя архивохранилища личных фондов государственных и общественных деятелей СССР и РФ Государственного архива РФ Николая Зелова. Один из авторитетных специалистов, уже более полувека работающий в ГА РФ, Николай Степанович Зелов хранит память о людях, работавших в российских архивах. Им собраны и приняты на хранение личные документы, фотографии, воспоминания архивистов, публикации о них в периодических изданиях и книгах. Книга содержит статьи об В.В. Адоратском, М.Н. Покровском, В.В. Максакове, А.С. Николаеве, Н.Р. Прокопенко и многих других организаторах архивного дела, которые способствовали сохранению документальной памяти об истории Отечества внесли достойный вклад в развитие отрасли.
С именем Маяковского связаны четыре уголка Москвы: Красная Пресня (здесь, в доме на старой Пресне жила семья Маяковских после переезда в Москву из Грузии), Сеченовский (Полуэктов) переулок - здесь поэт жил в течение длительного времени вместе с Лилей и Осипом Бриками; Гендриков переулок (там Маяковский также жил вместе с четой Бриков, здесь же располагался знаменитый «ЛЕФ») и, наконец, Лубянка - дом, в котором Маяковский работал, и где 1 апреля 1930 г. трагически оборвалась его жизнь. На «железном» венке из болтов и гаек было написано: «Железный венок - железному поэту».
25 апреля сотрудники ГА РФ продолжили знакомиться с историей официальных резиденций глав Советского государства, в этот день - с так называемой «ближней дачей» И.В. Сталина. В настоящее время она расположена в черте Москвы, недалеко от Парка Победы на Поклонной горе. «Ближняя» - потому что располагалась всего в 12 минутах езды от Кремля.
Относительно небольшое, окрашенное в годы войны зеленой краской, двухэтажное строение. Несколько веранд, пристроенное хозяйственное помещение. Стены прихожей, как и всех других комнат, облицованы деревянными панелями. На одной из них карта мира, на другой так же фотокопия - Европы - с личными пометками Сталина, сделанными им в 1941 и 1945 годах (подлинники карт находятся в Государственном историческом музее). В центре правой вешалки, предназначенной для гостей, широкое зеркало, перед которым всегда брился вождь.
По сей день дача и территория вокруг являются закрытым государственным объектом, охраняемым сотрудниками ФСО.
14 апреля. «Горки Ленинские» - место, где провел последние годы В.И. Ленин. Усадьба, ранее называвшаяся «Большие Горки», имеет свою самодостаточную и очень интересную историю, с которой знакомились архивисты ГА РФ.
Сегодня архитектурный ансамбль практически восстановлен в таком виде, каким он был накануне революции 1917 года. Типично русская усадьба XIX - начала ХХ век, последней хозяйкой которой была вдова известного промышленника и мецената Саввы Морозова и жена московского градоначальнике Анатолия Рейнбота Зинаида Григорьевна. На ее средства в 1909 году усадебный комплекс был полностью реконструирован, построены хозяйственный двор, водонапорная башня, конюшни и парковые беседки. В предреволюционное время Горки приобретают вид крупнокапиталистической сельскохозяйственной фермы. От многих других в Подмосковье ансамбль отличается тем, что в свое время в нем уже было электричество, центральное отопление, телефон. Впечатляют великолепие интерьеров главного дома с зимним садом и флигелей, где представлены произведения русских и западноевропейских художников, гобелены, хрустальные люстры, фарфор, замечательная коллекция мебели из карельской березы.
Конечно, на всем облике усадьбы имеется отпечаток своеобразного духа революции, связанного с Владимиром Ильичем Лениным, куда он приехал в 1918 году для восстановления здоровья после ранения. Любопытно, что Ленин написал о бывшем владельце усадьбы Рейнботе: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении. Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста»...
Обычно Ленин приезжал в Горки в нерабочие дни, но с зимы 1921 - 1922 годов стал проводить здесь основную часть времени. С 15 мая 1923-го он, тяжело больной, жил постоянно, здесь же и скончался. После смерти Ленина усадьбу занимала до 1949 года семья его брата Дмитрия Ильича.
Горки Ленинские - часть научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина», важного памятника советской эпохи. Экспозиция включает пять залов и посвящена послеоктябрьской деятельности вождя революции на посту председателя Совнаркома РСФСР, его работе и последних дней жизни в Горках - копии документов, фотографии, плакаты, знамёна, книги, значки. Представлены копии документов с автографами и рукописных текстов самого Ленина и его соратников, а также других известных политиков, революционеров, лидеров белого движения. Экспонаты отражают деятельность первого Советского правительства, ВЦИКа, историю Учредительного собрания, а также белогвардейского правительства Северо-Западной области, Особого совещания главнокомандующего Вооружённых сил Юга России. Здесь же размещается часть интерьеров, перенесенных из музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».
На территории усадьбы находится мемориальный гараж, в котором хранится единственный в мире полугусеничный автомобиль «Роллс-Ройс», купленный в Англии для правительственного автопарка, и которым пользовался глава Советского государства.
29 марта архивисты ГА РФ знакомились с Большим театром, его днем вчерашним и сегодняшним. Большой - во все времена он всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны. С этим театром связана не только культурно-просветительская деятельность, но и общественно-политические события, оказавшие влияние на жизнь всего государства. В Большом театре проходили всероссийские съезды Советов и партии, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.
Участники экскурсии получили возможность прикоснуться к его истории, начинавшейся как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.
Не раз горевший, перестраивавшийся, пострадавший в годы Великой Отечественной войны, он всякий раз восстанавливался в своем золотом блеске русского классического наследия, формируя яркие представления о развитии музыкально-театрального искусства в России.
Любуясь строгой роскошью зрительного зала, лож, фойе, лестниц и коридоров, участники экскурсии не могли не оценить значения проведенной в последние годы реставрации и реконструкции основного здания Большого театра. Эта работа стала колоссальным проектом мирового уровня.
Исторический облик, во многом утраченный за более чем полтора века, полностью восстановлен по итогам многочисленных архивных и натурных исследований. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация.
Особый интерес вызвало оснащение театра современным оборудованием, поставившим его в ряд лучших сценических площадок мира.
Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.