Background Image

Выставка «Созвездие русского балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа»

Выставка «Созвездие русского балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа»

26 марта 2018 г. Историко-документальная выставка «Созвездие русского балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа»  откроется 28 марта в Выставочном зале федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге. Экспозиция организована Федеральным архивным агентством и Российским государственным историческим архивом. В выставке также участвуют Государственный архив РФ и другие архивы, музеи, театры Москвы и Петербурга. 

Выставка «Созвездие русского балета» - это дань памяти великому балетмейстеру и его творчеству. В Россию 29-летний Мариус Петипа, известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт, заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один год. А в итоге он отдал русской сцене более полувека, служил при четырех российских императорах - Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Мариус Петипа считал Россию своей второй родиной.

Благодаря его хореографическому таланту, были осуществлены постановки, которые возвели русский балет на вершину мирового искусства, - «Баядерка», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие. В его балетах блистали выдающиеся артисты императорских театров, а публика признала русский балет лучшим в Европе.

Документальную основу экспозиции составили уникальные архивные документы из хранящихся в РГИА фондов: Дирекции императорских театров, Канцелярии министерства императорского двора, Коллекции планов и чертежей МИДа, а также личных фондов директора императорских театров И.А. Всеволожского и основателя и редактора «Ежегодника императорских театров» А.Е. Молчанова.

На протяжении своей жизни М.И. Петипа сотрудничал со многими замечательными артистами, композиторами, писателями и государственными деятелями. В экспозиции представлены их личные дела, формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и фотографии исполнителей в сценических костюмах.

Интерес вызовут подлинные костюмы из его балетов - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и прочих мелких нарушениях театральной дисциплины. В рецензии на балет Петипа «Дон Кихот», например, есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 рублей за сезон».

Примеру Мариуса Петипа, принявшего российское подданство, последовали его дети, всего у него их было девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.

На открытии выставки будет демонстрироваться кинохроника из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов.

Кроме ГА РФ, в выставке участвуют РГАЛИ, РГАКФД, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Российская национальная библиотека, ряд московских и петербургских архивов, музеев.

Выставка будет работать с 28 марта по 28 июня 2018 года. 

image