Background Image

В.А Тюнеев. ГА РФ в моей трудовой судьбе

В.А Тюнеев. ГА РФ в моей трудовой судьбе

Тюнеев Владимир Алексеевич (род. 26.08.1935, с. Киркино Чапаевского р-на Рязанской обл.), историк-архивист, организатор архивного дела, один из руководителей Федеральной архивной службы России. В 1961 г. окончил МГИАИ. Трудовую деятельность начал в 1956 г. архивариусом канцелярии Центрального стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках. В 1961-1963 гг. избирался первым секретарем Ленинского РК ВЛКСМ г. Москвы. С 1963 по 1971 гг. на ответственных и руководящих должностях в Главархиве СССР, в 1965-1968 гг. - заместитель начальника отдела архивных учреждений РСФСР, затем возглавлял этот отдел. В 1971 г. добился восстановления Главархива РСФСР, был назначен заместителем начальника. С 1991 г. - первый заместитель председателя Роскомархива, с 1993 г. - руководителя Росархива. С февраля по декабрь 1996 г. исполнял обязанности руководителя Росархива. В 1997 г. назначен статс-секретарем - первым заместителем руководителя Росархива. После ухода на пенсию 2001 г. и практически до самой своей кончины в 2014 г. В.А. Тюнеев трудился в ГА РФ в качестве руководителей одного из проектов.

Владимир Алексеевич принимал непосредственное участие в разработке и реализации государственной политики, основных нормативно-правовых документов в архивной отрасли, был основателем Российского общества историков-архивистов. С его именем связаны многие демократические преобразования в архивном деле, возникновение и становление Государственного архива Российской Федерации. 

Награжден орденом Почета, другими государственными и ведомственными наградами, отмечен благодарностью Президента Российской Федерации. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный архивист.

Ниже публикуется отрывок из воспоминаний заслуженного ветерана. 

15 февраля 2010 г. 

Юбилей Государственного архива Российской Федерации рождает у меня целую гамму чувств и множество воспоминаний - от гордости за причастность к важным событиям в истории развития архивного дела, в которой особое место занимает ГА РФ, и большого удовлетворения тем, что почти десять последних лет своей длительной работы в архивной отрасли я имел возможность трудиться в высоко профессиональном коллективе этого архива, до ничем не обоснованного сожаления о том, что не работал в нем раньше.

Я не думал писать воспоминания. Занятый практической работой, никогда не вел дневниковых записей, редко писал статьи, публиковал свои доклады и выступления. У меня были подборки черновиков, вариантов и копий документов по отдельным вопросам архивного дела, в решении которых принимал участие, но когда я сдавал личный фонд в ГА РФ, многие из них, не без формальных оснований, сочли дублетными или поглощенными документами архивных фондов Главного архивного управления при Совете министров СССР (Главархива СССР) и Росархива. Не сохранял я и ежедневники, которыми пользовался для помет по оперативным вопросам. Исключение составляет маленький блокнотик, содержащий десятки фамилий, имен и отчеств, номеров телефонов лиц, с которыми приходилось встречаться в конце августа 1991 г. при организации выполнения Указа Президента РСФСР «О партийных архивах». Обращаться к архивным документам для написания воспоминаний не хотелось. Подвигли меня к этому составители настоящего сборника. 

Я начинал свою трудовую деятельность в 1956 г. архивариусом ведомственного архива. Работая, окончил вечернее отделение Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ). Становление архивистом я отношу ко времени поступления в 1963 г. на работу в отдел архивных учреждений РСФСР Главархива СССР после работы в комсомольских органах. Начальником отдела, созданного вместо упразднённого в том же году Главархива РСФСР, членом коллегии союзного Главка был Сергей Тимофеевич Плешаков, опытный и авторитетный архивист, после окончания МГИАИ работавший директором Государственного архива Тамбовской области, участвовавший в Великой Отечественной войне, затем трудившийся в центральном аппарате Главархива СССР, возглавлявший Центральный государственный архив кинофотофонодокументов (ЦГА КФФД СССР), бывший заместителем начальника Главархива РСФСР, позднее - начальником отдела научно-методической работы и научно-справочного аппарата Главархива СССР и директором ЦГАОР СССР. Работая в отделе архивных учреждений РСФСР археографом, заместителем и начальником отдела, я многому научился не только у С.Т.Плешакова, но и других крупных специалистов архивного дела, возглавлявших структурные подразделения Главархива СССР, и работников его центрального аппарата. Много дали частые командировки в архивные учреждения республик, краев и областей РСФСР, в каждой из которых бывал не один раз, возглавляя комплексные проверки, участвуя в заседаниях, созданных по моей инициативе 40 лет назад зональных научно-методических советов архивных учреждений, и других мероприятиях.

Российская Федерация, в отличие от других союзных республик, имела ограниченную сеть центральных государственных архивов, основные комплексы документов по истории России хранились в ЦГА СССР. В силу этого, приходилось много внимания уделять налаживанию связей республиканских и местных архивных органов с союзными архивными и научными учреждениями. Постоянного взаимодействия с ними требовало участие российских архивистов в подготовке серийных документальных публикаций по истории коллективизации, индустриализации, культурного строительства в СССР, издание справочников по истории государственных учреждений и административно-территориального деления, хрестоматий по истории края и других документальных публикаций. Важное значение имело изучение положительного опыта ЦГА СССР по перестройке комплектования государственных архивов, внедрению дифференцированных методов создания научно-справочного аппарата к архивным фондам и другим направлениям архивной работы с целью его распространения в архивных учреждениях РСФСР.

  

Из директоров ЦГАОР СССР я хорошо знал не только С.Т.Плешакова, но и Бориса Ивановича Каптелова, работавшего до этого в Главархиве СССР, в меньшей степени - Николая Романовича Прокопенко, бывшего членом коллегии Главархива СССР. Но к моему удивлению, Н.Р.Прокопенко предлагал мне стать заместителем директора ЦГАОР СССР. Он объяснял это предложение личным впечатлением, мнением обо мне руководства Главархива СССР и Ивана Сергеевича Назина, бывшего членом коллегии, начальником отдела ЦГА СССР и научно-справочного аппарата, в котором в силу сложившихся обстоятельств я несколько месяцев работал. Н.Р.Прокопенко обещал содействие в поступлении в аспирантуру МГИАИ, в выборе темы и подготовке кандидатской диссертации. С.Т Плешаков, с которым я советовался, сказал, что у меня хорошие перспективы в его отделе, но я сам должен определиться в отношении своей дальнейшей работы. Он откровенно говорил о трудностях организации руководства архивным делом в Российской Федерации после ликвидации Главархива РСФСР, об отсутствии должной поддержки со стороны руководства, о желании оставить должность начальника отдела архивных учреждений РСФСР, численность которого была всего 16 штатных единиц, тогда как в упраздненном Главархиве РСФСР работало 57 человек. Недовольство руководства, как считал С.Т.Плешаков, вызвали его мнение о необоснованности ликвидации Главархива РСФСР, возражения против предложения о перемещении ЦГАЛИ СССР в новое здание ЦГА РСФСР на Бережковской наб. 26, построенное за счет республиканского бюджета для приема документов республиканских министерств и ведомств, другие обстоятельства. (Позднее в здании ЦГА РСФСР размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ныне ВНИИДАД), а после предоставления институту новых помещений - воссозданный в 1971 г. Главархив РСФСР). Не только сочувствие и глубокое уважение к С.Т.Плешакову, доверительные отношения с ним повлияли на мое решение с благодарностью отказаться от предложенной мне Н.Р.Прокопенко высокой должности. Главным было то, что я больше тяготел к организаторской, чем к научной и организационно-методической работе, которая должна была стать для меня основной в архиве. Правильность принятого тогда решения подтвердила вся моя последующая трудовая деятельность. И все же сейчас я думаю, что опыт практической работы в ЦГАОР СССР, другом союзном или республиканском государственном архиве очень помогал бы в моей дальнейшей деятельности.



После того как удалось добиться воссоздания Главархива РСФСР, отдел архивных учреждений РСФСР был ликвидирован и я в 1971 г. был назначен одним из заместителей руководителя Главрхива РСФСР, в начале 1991 г. - первым заместителем Председателя Роскомархива РСФСР, в ноябре 1991 г. - первым заместителем Председателя Роскомархива при Правительстве Российской Федерации, образованного на базе упраздненных Роскомархива и Главархива СССР, в апреле 1993 г. - первым заместителем Руководителя Государственной архивной службы, переименованной в августе 1996 г. в Федеральную архивную службу (Росархив). В 1996 г., будучи уже в пенсионном возрасте, по распоряжению Правительства Российской Федерации более 10 месяцев исполнял обязанности Руководителя Росархива. В январе 1997 г. был назначен статс-секретарем, первым заместителем Руководителя Росархива и работал в этой должности до выхода на пенсию по достижению предельного возраста нахождения на государственной службе. (Перечитав этот абзац, удивился, что невольно перечислил все названия союзного и республиканского органов управления архивным делом, бывших почти 45 лет самостоятельными в структуре органов государственной власти после выхода в 1960 г. из системы МВД СССР вплоть до образования в марте 2004 г. Федерального архивного агентства Минкультуры России. Еще раньше самостоятельными органами были Центрархив при ВЦИК РСФСР (1922-1929 гг.) и ГАУ РСФСР (1929-1938 гг.). В общей сложности самостоятельный орган государственного управления архивным делом в Российской Федерации существовал почти 60 лет.

При большой напряженности всей моей руководящей работы в архивных учреждениях, особенно трудным и ответственным был период 90-х годов, ставший началом демократических преобразований в архивном деле.

В октябре 1990 г. начальником Главархива РСФСР был назначен Рудольф Германович Пихоя. Его считали политическим назначенцем, главным образом, из-за должностного положения жены - Людмилы Григорьевны Пихоя, входившей в команду Бориса Николаевича Ельцина. Но многие архивисты знали Р.Г. Пихою как ученого-историка, первого проректора Уральского государственного университета, в стенах которого велась подготовка специалистов разного профиля, в т.ч. историков-архивистов. Р.Г. Пихоя по разрешениям Главархива РСФСР организовывал и возглавлял экспедиции по собиранию старинных документальных памятников, рукописных и старопечатных книг, представлял отчеты о результатах экспедиций, принимал участие в проводившихся архивными учреждениями научных конференциях, документальных выставках, других мероприятиях. 

В круг моих обязанностей входили вопросы организации управления архивным делом, совершенствования и развития сети государственных архивов, правового и организационно-методического обеспечения функционирования учреждений государственной архивной службы в новых условиях, вопросы финансирования и кадров. Помогало в работе то, что в силу своего прежнего должностного положения, мне приходилось заниматься, можно сказать, всеми направлениями деятельности архивных учреждений. Опыт позволял комплексно подходить к проработке и решению проблем архивного дела. Большую помощь оказывали заместители руководителя Роскомархива, работники его центрального аппарата. Важной была поддержка руководителей федеральных государственных архивных учреждений, архивных органов субъектов Российской Федерации. 

По поручению Р.Г. Пихои или по согласованию с ним я готовил, организовывал разработку и принимал участие в работе над многими законодательными актам и правительственными постановлениями, другими нормативно-правовыми документами, ставшими основой реформирования архивного. В числе таких документов можно назвать «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», Указ Президента РСФСР «О партийных архивах», Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России», Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации государственной политики в архивном деле» и другие. Названные документы позволяли в 90-е годы сохранять централизованную систему Государственной архивной службы России, к которой положительно относились едва ли не все руководящие и практические работники архивных учреждений страны, которым завидовали архивисты всего мира. Нигде не было единых «Основных правил работы государственных архивов», такого справочника, как Центральный фондовый каталог государственных архивов страны. К сожалению, вместо того чтобы приспособить сложившиеся формы и методы руководства архивным делом для использования в условиях федеративного государства, централизованную государственную систему архивных учреждений, прямо скажем, развалили. Большое сожаление вызывает и то, что из-за трудностей экономического развития страны не удалось реализовать Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552 «Об утверждении Положения об архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» в части отнесения работы на штатных должностях в федеральных государственных архивах к федеральной государственной службе. 
Особое место в моей биографии занимает участие в решении вопроса об образовании ГА РФ. Но прежде чем перейти к воспоминаниям об этом, представляется важным сказать о том, что при создании Роскомархива при Правительстве Российской Федерации на базе Роскомархива и Главархива СССР удалось сохранить практически всю их штатную численность и кадровый состав. По инициативе Р.Г. Пихои к работе в федеральных архивных учреждениях была привлечена группа ученых из академических структур и высших учебных заведений. В их числе был нынешний директор ГА РФ Сергей Владимирович Мироненко, много сделавший для становления и развития архива, повышения его научного и общественного престижа. Вспоминая о решениях Р.Г. Пихои, положительно сказавшихся на развитии архивного дела, в т.ч. в деятельности ГА РФ и других федеральных архивных учреждений, нельзя не сказать о его большой ошибке - подписании в апреле 1992 г. Соглашения о сотрудничестве в области обмена архивной информации, микрофильмами и организации микрофильмирования между Роскомархивом, Гуверовским институтом войны, революции и мира и английской издательской фирмой «Чедвик-Хили». Это соглашение, известное больше как Гуверовский проект, было унизительно для российской стороны. ГА РФ вместе с Российским центром хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ, ныне Российский государственный архив социально-политической истории - РГАСПИ) и Центром хранения современной документации (ЦХСД, ныне Российский государственный архив новейшей истории - РГАНИ) был втянут в распространение на коммерческой основе огромного комплекса микрофильмов документов по истории КПСС и Советского государства.

Вместе с другими работниками центрального аппарата Роскомархива я пытался, но не смог воспрепятствовать подписанию названного соглашения. Не остановили Р.Г. Пихою и выступления против Гуверовского проекта представителей научной общественности в средствах массовой информации. Только в 1996 г. при поддержке членов коллегии Росархива, руководителей и коллективов архивов, участвовавших в реализации проекта, удалось добиться пересмотра условий сотрудничества с Гуверовским институтом. В 1998 г. ГА РФ был подписан отдельный договор о научном сотрудничестве с Гуверовским институтом и фирмой Чедвик-Хили. 

Теперь непосредственно о том, как решался вопрос об образовании ГА РФ. В условиях демократических преобразований в нашей стране резко возрос интерес к закрытым ранее архивам. Роскомархивом были организованы презентации документов, переданных в ведение архивных органов архивов КПСС, документальные выставки по истории государства, в т.ч. в зданиях на Старой площади, в которых после прекращения деятельности ЦК КПСС некоторое время располагалось Правительство Российской Федерации, а также в здании Верховного Совета Российской Федерации на Краснопресненской набережной. Эти мероприятия, вместе с документной информацией, представлявшейся по запросам Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, готовившейся по инициативе Роскомархива, федеральных государственных архивов и центров документации, способствовали привлечению внимания государственных органов к архивам. Руководство Роскомархива стремилось воспользоваться этим для решения неотложных проблем архивного дела, прежде всего обеспечения федеральных государственных архивов хранилищами. Видно было как растаскивалась собственность ликвидированных союзных и республиканских министерств и ведомств, на произвол судьбы бросались их архивные фонды, для спасения которых архивисты могли сделать до обидного мало из-за отсутствия свободных площадей в хранилищах государственных архивов. Роскомархив пытался получить хотя бы обещанные ранее помещения для нормального размещения своего центрального аппарата, с тем, чтобы занимаемые им помещения передать ЦГА РСФСР. Нам предлагали вначале небольшие отдельно стоящие здания, позднее заводские корпуса, требовавшие реконструкции, осуществить которую в то время не было возможности. Однажды Госкомимущество предложило Роскомархиву огромное здание, строившееся Госкомпечати для хранения книжных изданий и находившееся в довольно высокой степени готовности, но прекращенное строительством. Передача этого здания Роскомархиву и ввод его в эксплуатацию позволили бы решить проблему укрепления материально-технической базы всех федеральных государственных архивных учреждений, обеспечить необходимой стеллажной площадью не только ГА РФ, но и другие комплектующиеся федеральные государственные архивы. К сожалению, добиться получения этого здания Роскомархиву не удалось. Сейчас это здание занимает торговый комплекс «Черемушки». 

В числе первоочередных задач Роскомархива вместе с обеспечением государственных архивов хранилищами была разработка проекта Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации. Этим постановлением можно было бы решить и актуальный вопрос о создании Государственного архива Российской Федерации. Но подготовка названного постановления была связана с трудностями его согласования с другими министерствами и ведомствами. Возникло предложение оперативно подготовить правительственный документ об образовании Государственного архива Российской Федерации на базе ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР, который не должен был вызвать каких-либо возражений, и попытаться предусмотреть в этом документе закрепление за Роскомархивом фактически занятых им помещений бывшего Главархива и некоторых других. При подготовке проекта правительственного распоряжения вопрос о создании ГА РФ на базе ЦГА РСФСР или сохранении самостоятельности этого архива всерьез не рассматривался, потому что основные комплексы документов по истории Советской России входили в состав ЦГАОР и ЦГАНХ, других центральных государственных архивов СССР. Рассматривалось предложение о создании Национального архива, но оно было отклонено как противоречащее истории развития архивного дела в нашей стране, выработанным и оправдавшим себя принципам организации хранения и использования документов Архивного фонда Российской Федерации. К слову сказать, позднее обсуждалось, но также было отклонено, предложение о создании Дирекции федеральных государственных архивов, принятие которого вело к исключению органа управления архивным делом из структуры органов государственного управления. Подготовленные Роскомархивом предложения были поддержаны Аппаратом Правительства Российской Федерации. 

Распоряжение Правительства Российской Федерации об образовании ГА РФ было подписано 28 апреля 1992 г. за №809-р. В распоряжении записано о том, что Роскомархив передаст ГА РФ для организации приема на государственное хранение документов ликвидированных союзных и республиканских министерств и ведомств помещения бывшего Главархива СССР, расположенные в Москве по ул. Б.Пироговская, 17, занимаемые центральным аппаратом Комитета. Роскомархиву для размещения центрального аппарата передавались дополнительные помещения, расположенные в г. Москве по ул. Ильинка,12. В здании по указанному адресу Роскомархив к тому времени уже обосновался на основании Указа Президента РСФСР «О партийных архивах». В этом здании был размещен не только центральный аппарат Роскомархива, но и сконцентрированы документы структурных подразделений прекратившего свою деятельность аппарата ЦК КПСС, вошедшие позднее в состав ЦХСД.

Важно отметить, что в распоряжении Правительства Российской Федерации записано, что ГА РФ образован по предложению Роскомархива на базе ЦГАОР СССР, а также ЦГА РСФСР «в целях улучшения организации научного исследования и практического использования документов по истории Российской Федерации». Этим подчеркивалась научная значимость деятельности ГА РФ, вытекающая из многопрофильности и важности состава и содержания сконцентрированных в нем архивных фондов. Особое место ГА РФ в системе архивных учреждений было определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. «Об утверждении Положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации». В утвержденной этим постановлением сети все федеральные государственные архивы, образованные на базе центральных государственных архивов СССР, были названы российскими. Государственный архив Российской Федерации сохранил свое наименование и был поставлен в сети на первое место. Указом Президента Российской Федерации ГА РФ в январе 1995 г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

Передача ГА РФ помещений на Б. Пироговской, 17 позволила принять на государственное хранение часть документов ликвидированных министерств и ведомств профиля архива, а также сохранившиеся документы прекратившего деятельность Верховного Совета Российской Федерации. В бывшем зале коллегии Главархива СССР, а также помещениях, которые занимали начальник Главархива СССР и его секретариат, позднее был создан Выставочный зал федеральных государственных архивов, входящий в структуру ГА РФ. Мне приходилось принимать участие в подготовке и принятии решении о создании Выставочного зала. До сих пор сожалею, что тогда не было возможности передать Выставочному залу актовый зал, который вынужденно использовался для разбора спасенных документов Верховного Совета РСФСР и подготовки их для постоянного хранения. В актовом зале можно было бы создать, например, постоянную экспозицию по истории архивного дела, проводить торжественное открытие наиболее значимых выставок.

Во время принятия распоряжения Правительства Российской Федерации об образовании ГА РФ исполняющим обязанности директора ЦГАОР СССР была Татьяна Федоровна Павлова, директором ЦГА РСФСР являлась Валентина Вячеславовна Никанорова. В коллективах названных архивов проявились разные подходы к их объединению, формированию структуры нового архива. Не простыми был организационно-методические вопросы составления списка источников комплектования ГА РФ в условиях постоянно менявшейся структуры органов государственного управления и появления новых негосударственных структур. Нуждались в решении вопросы организации централизованного учета и ведения научно-справочного аппарата. Чрезвычайно важными и требовавшими оперативного исполнения были запросы государственных органов, связанные с использованием архивных документов. Труднейшим было финансово-экономическое положение архивов.

Директором ГА РФ был назначен Сергей Владимирович Мироненко, которому пришлось решать названные вопросы вместе с Евгением Львовичем Луначарским, Анастасией Владимировной Добровской и другими заместителями директора, а также с начальником организационно-методического отдела Гиттой Наумовной Иофис, руководителями других структурных подразделений архива. Помощь им оказывал Роскомархив. 

Когда я оставил государственную службу, руководство ГА РФ предложило мне принять участие в работе по комплексной разработке хранящихся в архиве фондов Советской военной администрации в Германии (Проект СВАГ). Это предложение было сделано, видимо, потому что раньше мне приходилось принимать участие в организации и реализации Проекта компьютеризации Архива Коминтерна, хранящегося в РГАСПИ. От имени Росархива я подписывал Соглашение с Международным советом архивов об этом Проекте, участвовал в работе ИНКОМКА, вел его первые заседания. Был я и у истоков Проекта СВАГ, являясь Сопредседателем комиссии, созданной в целях реализации подписного в 1992 г. Соглашения о сотрудничестве между Роскомархивом и Федеральным архивом Германии. В состав названной комиссии входил и С.В. Мироненко.Реализация Проекта СВАГ началась после принятого во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации №440-рсп от 30 сентября 1995 г. решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 32-рс от 31 августа 1998 г. «О порядке рассекречивания документов фондов Советской военной администрации в Германии. 1945-1949 гг.» и создания с этой целью специальной Комиссии для реализации Программы изучения и издания документов СВАГ, хранящихся в федеральных государственных и ведомственных архивах. Научным руководителем Проекта СВАГ является заместитель директора ГА РФ Владимир Александрович Козлов. Мне поручено координировать работу российско-германской рабочей группы Проекта СВАГ, который является одним из приоритетных проектов Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений. 

В ходе реализации Проекта СВАГ в 2000 - 2009 гг. ГА РФ совместно с зарубежными партнерами изготовлено около 1,3 миллиона кадров микрофильмов страхового фонда документов СВАГ и почти столько же их электронных образов, составлено более 271 тыс. описаний документов, которые вместе с их графическими образами включены в Электронный архив фондов СВАГ. При содействии Росархива в приобретении электронного оборудования, проверенная и отредактированная часть информационного ресурса Электронного архива фондов СВАГ, насчитывающая 185591 описание документов и их электронных образов, стала доступна в ЛВС читального зала ГА РФ. По согласованию с Росархивом ведется подготовка к поэтапному размещению Электронного архива фондов СВАГ в Интернет. При подготовке контента для публичного использования особое внимание уделяется соблюдению законодательных норм доступа к архивным документам и использования содержащейся в них информации, защите сведений о тайне личной жизни. В серии «Советская военная администрация в Германии 1945-1949 Документы, материалы, исследования» издано девять томов справочников и тематических документальных публикаций.

Давно закончилась моя служебная карьера, но я стараюсь, по мере сил и возможностей, следить за тем как развивается архивное дело и вижу с каким трудом нынешним руководителям архивных органов и учреждений приходится решать проблемы, доставшиеся от прошлого и возникшие в современных условиях. Объясняется это, на мой взгляд, тем, что архивное дело, как и прежде, не воспринимается государственными органами, особенно экономическими структурами, как дело государственной важности. В 1996 г. удалось добиться принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о строительстве в 1997- 2002 годах здания РГИА в Санкт-Петербурге, находившегося в катастрофических условиях. Несмотря на прямое поручение Правительства, Минэкономики России и Минфин России не выделяли Росархиву необходимые для строительства финансовые средства. Однако когда потребовалось освободить занимаемый РГИА комплекс зданий бывших Сената и Синода, а также примыкающий к зданию Сената дворец Лаваль для размещения Конституционного суда Российской Федерации, Управление Делами Президента Российской Федерации получило необходимые инвестиции, организовало и обеспечило строительство за два года нового здания РГИА. Сданное в эксплуатацию в декабре 2005 г. здание РГИА является одним из лучших архивохранилищ в мире. Но строительство этого здания, даже вместе с завершением советского долгостроя - зданий РГАВМФ в Санкт-Петербурге и РГАНТД в г. Москве, не решило проблему обеспечения сохранности документов союзных и республиканских министерств и ведомств, ликвидированных в ходе государственного переустройства нашей страны. Заметим, что в конце 1950-х после децентрализации управления промышленностью, создания вместо промышленных министерств территориальных советов народного хозяйства, было осуществлено строительство нового корпуса зданий ЦГАОР СССР на Б.Пироговской,17; для обеспечения приема на государственное хранение документов ликвидированных государственных органов управления экономикой и промышленностью создан Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР, ныне Российский государственный архив экономики - РГАЭ); образован Центральный государственный архив научно-технической документации СССР (ЦГАНТД СССР, ныне Российский государственный архив научно-технической документации - РГАНТД) с филиалом в г. Самаре, где было построено специальное здание архива; как уже отмечалось, специальное здание было построено и для ЦГА РСФСР.

В 2005 г. в средствах массовой информации широко дебатировались вопросы строительства Федерального парламентского центра, создания «Площади Федерации», реализации других масштабных проектов. Когда начиналась разработка Концепции развития культуры и федеральной целевой программы «Культура России. 2006-2010 гг.» я подготовил предложения о создании Центра государственных символов и архива Российской Федерации в целях увековечивания демократических преобразований, осуществленных в нашей стране, улучшения воспитания патриотизма и гражданственности, укрепления единства народов Российской Федерации как непременного условия сохранения целостности, устойчивости и динамичного развития новой России. В подготовленных проектах документов, создание Центра увязывалось со строительством здания ГА РФ, включающего в себя не только архивохранилища, но и соответствующие экспозиционные площади. Предусматривалось создание в Центре специальных подразделений для организации хранения, изучения и использования архивных фондов президентов Российской Федерации по аналогии с действующими в структуре Национального архива США президентскими библиотеками. Мое предложение не обсуждалось, было решено ограничиться организацией реконструкции здания ГА РФ на Бережковской наб., 26. К сожалению, реконструкцию этого здания, несмотря на все усилия руководства ГА РФ и Росархива, пока организовать не удалось, хотя это предусмотрено федеральной целевой программой «Культура России».

Хотелось бы надеяться, что 100-й юбилей ГА РФ его коллектив встретит новыми творческими достижениями и успехами в работе, будет отмечать в условиях, достойных заслуг архива в сохранении, преумножении и использовании ценнейших документальных источников по истории нашей страны.

 


image