110 лет Д.Д. Шостаковичу
Дмитрий
Дмитриевич Шостакович (25.09.1906 - 09.08.1975) - один из крупнейших композиторов XX века, советский
пианист,
музыкальный и общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор, народный артист СССР, депутат Верховных Советов СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной
премии РСФСР имени М.И. Глинки. Автор
15 симфоний,
шести концертов,
трех опер, трех балетов,
многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
С
именем Шостаковича связано значительное количество документов, хранящихся в
Государственном архиве РФ. Выявлено по меньшей мере 46 дел, в которых
содержатся материалы с именем Шостаковича. Многие из них находятся в фонде
Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) - советской общественной
организации, существовавшей в 1925 - 1958 годах, - первой предшественницы нынешнего
Россотрудничества. Через ВОКС Советское правительство стремилось широко
использовать деятелей литературы и искусства во внешнеполитической пропаганде.
И естественно, что молодой талантливый композитор Шостакович, чья слава в
музыкальном мире порой уже превосходила известность целого ряда современных ему
отечественных и зарубежных корифеев, не мог быть исключением, хотя в СССР некоторые его
произведения одно время подвергались критике.
Архивные документы содержат переписку центрального
правления ВОКС с представительствами за рубежом, касающиеся исполнения
произведений композитора известными западными оркестрами и дирижерами, организации
концертов, публикации материалов о нем в прессе, выпуска специальных изданий и
грампластинок. Среди них, например, письмо Шостаковича (подлинник), датированное
1934 годом, где он интересуется ситуацией с его правами на издание
грампластинок и исполнение оперы «Леди Макбет Мценского уезда» за границей.

В переписке ВОКСа немалое место занимают материалы о большом интересе к Седьмой (Ленинградской) симфонии
Шостаковича, проявленном со стороны музыкальных кругов Англии и США.
Как
известно, во время Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде
Шостакович не сидел, сложа руки; он состоял в ополчении, по ночам дежурил на
крыше консерватории и тушил зажигалки. Но главным для него оставалось
творчество. Именно тогда композиторский гений Шостаковича заблистал с особой
силой.
Симфония,
написанная в условиях блокады и впервые исполненная сначала в Куйбышеве, куда
эвакуировали композитора в конце 1941-го, а немного позже в сражающемся Ленинграде, стала
своеобразным гимном несгибаемому духу бойцов и жителей города и уверенности в
победе. И едва ли не на следующий день после сообщений иностранных
корреспондентов целый ряд музыкальных организаций и крупнейших дирижеров
обратились в советские посольства в Англии и США и ВОКС с просьбой срочно прислать
партитуру Седьмой симфонии, а также пленку с ее исполнением в Советском Союзе.
Ответ
не замедлил ждать. Первое зарубежное исполнение Седьмой симфонии
за пределами СССР состоялось 29 июня 1942 года в лондонском Королевском
Альберт-холле, где она была с энтузиазмом принята пятью тысячами слушателей.
Спустя три недели она прозвучала в Нью-Йорке в студии Национальной радиовещательной
корпорации в присутствии полутора тысячи человек. Оркестром Эн-Би-Си управлял
знаменитый Артуро Тосканини.
В архиве хранится дело с более чем сотней вырезок из
сообщений американской и английской печати об этом и других концертах, на
которых исполнялась музыка Шостаковича (Ф.
Р-5283. Оп. 14. Д. 114). Так, популярный в США журнал «Тайм» в те дни поместил на своей обложке портрет
Шостаковича в пожарной каске и сопроводил его большой статьей, где
говорилось: «Подобного напряженного
ожидания в США не наблюдалось со времен премьеры «Парсифаля» (1903) на
подмостках Манхэттена. В прошлом месяце в США была доставлена маленькая
жестяная коробка, не более 5 дюймов в диаметре. В ней лежал 100-футовый
микрофильм - сфотографированная партитура Седьмой Симфонии. Ее доставили
самолетом из Куйбышева в Тегеран, потом из Каира в Нью-Йорк. Фотографы
принялись распечатывать партитуру с пленки. За десять дней они произвели четыре
толстых тома - в общем 252 страницы... (Публикуется первая страница фотокопии
нот, отправленных в Лондон и Нью-Йорк из Куйбышева - ГА РФ).
...Еще
до того как первые пленки попали в увеличитель, три ведущих американских
дирижера, каждый из которых является почитателем Шостаковича, - элегантный
седовласый Леопольд Стоковский, руководитель Кливлендского оркестра Артур
Родзинский и Сергей Кусевицкий из Бостона - начали учтивую королевскую баталию
за право дирижировать премьерой. Какое-то время казалось, что ценный приз
достанется Сергею Кусевицкому. Даже не взглянув на заветную Седьмую симфонию,
он ринулся в Am-Rus Music Corp, компанию, выступающую в роли американского
агента советских музыкантов, и выбил себе права на первое исполнение симфонии в
Западном полушарии. Затем с тихим триумфом сообщил, что его студенческий
оркестр Беркширского музыкального центра исполнит Седьмую симфонию 14 августа.
Однако, как оказалось, его обскакал 75-летний соперник - маэстро Артуро
Тосканини собственной персоной. Тосканини будет дирижировать Седьмой симфонией
19 июля, на месяц раньше Кусевицкого...
Близорукий
маэстро Тосканини, который дирижирует по памяти и никогда не заглядывает в
ноты, каждую ночь проводил, зарывшись в партитуру»...
Газета «Чикаго сан» так прокомментировала этот
концерт: «Звуки битвы под Ленинградом гремели вчера в ушах мира: оркестр под
управлением Тосканини исполнил симфонию, выражающую гнев и вместе с тем
предчувствие победы». «Какой дьявол может
победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!», - сказал другой корреспондент о
состоявшемся концерте.
Одно
из архивных дел (Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 124) содержит многочисленные телеграммы
Шостаковичу от Тосканини и других дирижеров и музыкантов, американских общественных
организаций с выражением восхищения и приглашениями в США для выступлений, а
также ответы композитора.
В
сезон 1942 - 1943 года в США Седьмая симфония более 60 раз была исполнена оркестрами под управлением
Кусевицкого, Стоковского, Орманди и других ведущих американских дирижеров, неоднократно транслировалась радиостанциями. Перед исполнением этой
симфонии Кусевицкий сказал: «Я говорю с вами как музыкант и заявляю о своей
вере в человечество, потому что надеюсь на победу России... Мы, собравшиеся
здесь с одним желанием - помочь русским в черный день истории, должны быть
благодарны великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к
надежде, свету, воскрешению».
ГА РФ помещает несколько статей и заметок из
американских газет, посвященных исполнению Седьмой симфонии Шостаковича. В деле имеются и восторженные отклики русской эмигрантской
прессы. Публикуется также специальный бюллетень советского посольства в
Вашингтоне для прессы, обстоятельно рассказывающий о композиторе, с дружеским
шаржем Кукрыниксов.




























