СВАГ и благотворительная деятельность церкви
3.1. Донесение
начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Бранденбург Я.И.Мильхикера
начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову о деятельности «Союза
евангелической женской помощи» в г. Потсдаме
Не позднее 7 декабря 1945 г.I
СекретноII
Начальнику Управления пропаганды СВАГ, полковнику т. Тюльпанову
В городе Потсдаме существует «Союз евангелической женской помощи», основанный в 1890 г. пастором Бекхаузом. С 1933 г. городским союзом руководит некая Линдеквист Эльза 70 лет, провинциальным союзом руководит пастор Шредер. В общинах имеются общинные отделения «Евангелической женской помощи».
Из беседы с руководительницей этого Союза Линдеквист Эльзой и членом Союза Шмидт Эммой выяснено, что построен он на чисто церковных началах, членами его являются верующие женщины в возрасте от 50 до 60 лет, вносятся членские взносы в размере двух марок в год. Всего членов насчитывается до 3 тыс. чел.
Союз имеет целью распространение евангелической веры среди населения и оказание медицинской помощи населению, для чего имеется 8 медсестер.
Один раз в месяц проводятся собрания, на которых члены Союза изучают Библию и разучивают церковные песни. Во время войны Союз занимался этими же вопросами.
До сих пор Союз нигде не зарегистрирован. Поскольку наше отношение к церкви является лояльным, и данная организация является благотворительной, считаю возможным существование этого Союза. Прошу ваших указаний по вопросу о нашем отношении к различным религиозным обществам, осуществляющим свою деятельность под руководством церкви.
Начальник
Отдела пропаганды СВА провинции Бранденбург,
подполковник Мильхикер
Резолюция: В дело. Я.Мильхикер. 7.XII.45.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 185. Л. 3. Подлинник.
3.2. Внеочередное донесение исполняющего обязанности начальника УВК Берлинского округа П.Г.Фоменко начальнику Отдела комендантской службы СВА провинции Бранденбург о распределении церковью продуктов питания среди населения
26 июля 1946 г.
Секретно
г. Бернау
№ 01308
Начальнику Отдела комендантской службы
СВА провинции Бранденбург
Доношу, что в районе было замечено распределение некоторыми церквями продуктов среди населения, поступивших помимо планового снабжения. Проверкой установлено:
1. В городе Кенигсвустерхаузен во время церковной
службы 7 июля 1946 г.
священник данной евангелической церкви г-н Тиляк производил раздачу по
дарков верующим, находящимся в церкви. В беседе с заместителем военного
коменданта г. Кенигсвустерхаузен священник Тиляк рассказал, что эти по
дарки - шоколад и сельдь - были завезены из Берлина от Евангелистской
консистории (главного управления церквей) для оказания помощи постра
давшим от войны и детям бедных родителей. По его мнению, эти подарки ор
ганизованы американцами, с разрешения советской военной комендатуры в
Берлине. Никаких документов о количестве завезенных продуктов и откуда
эти продукты поступили, священник Тиляк не предъявил, а также не смог на
звать лиц, кем эти подарки были привезены. Дальше он добавил, что подарки
раздавались и детям неверующих бедных и якобы это мероприятие было
одобрено местным бургомистром.
Переводчик местного магистрата г-н Белевский сказал, что подарки организованы обществом Красного Креста (на территории Советской зоны данное общество не существует) от Швеции и Швейцарии.
2. В селении
Бланкенфельде примерно 9-10 июля 1946
г. на квартире свя
щенника Эггерт производилась раздача населению сельди. Помощник свя
щенника г-н Людвиг, член Христианско-демократического союза, по этому
факту показал следующее. Примерно 10 июля из района Берлина Николасзее
от руководителя «Внутренней миссии» евангелистской церкви провинции
Бранденбург г-на доктора Венцель, проживающего в Николасзее, Тойтонен-
штрассеI, 22, была получена сельдь, как сердечный дар церкви для
бедного на
селения Бланкенфельде. В этот же день церковные сестры Альбертина Шуль-
те и Луиза пошли по домам бедных и известили о выдаче подарков. После
этого известия в дом священника Эггерт стали приходить женщины, которым
здесь же выдавалось от 250 до 500
г сельди. Таких подачек было выдано 25-
30 семьям. Как сообщил г-н Людвиг, никаких проповедей в это время не про
изводилось, а говорили получившим, что это дар церкви бедным. Г-н Лювиг
предполагает, что рыба была прислана из Норвегии или Швеции.
В беседе с г[раждан]кой Лемман, проживающей в Бланкенфельде, Киферн-вег, 19, которая также получила рыбу, выяснилось, что она получила от помощника священника г-на Людвига, записку, в которой указывалось о выдаче сельди и предлагалось ей также получить. Во время выдачи в доме священника скопления людей не было и никаких проповедей не было, кроме того, что эта сельдь - дар церкви бедным. Она получила приблизительно до 500 грамм.
Наличие подобных фактов в гг. Малов и Миттенвальде не подтвердилось.
Ведем дальнейшее расследование наличия подобных фактов в других населенных пунктах района.
В.и.о. начальника управления окружной
военной комендатуры Берлинского округа,
полковник Фоменко
Резолюция: Нач. отдела пропаганды т. Мильхикер. Необходимо разработать и дать совместное с т. Понамарчук указание в[оенным]к[омендантам] и начальникам] отделений] пропаганды. Устно дать указания начальнику отд[ела] снабжения провинциального управления. В.Шаров. 29.7.46.105
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 197. Л. 71-72. Подлинник.
3.3. Из донесения исполняющего обязанности начальника отделения пропаганды г. Хемниц А.М.Шадзунского начальнику Отдела пропаганды УСВА земли Саксония А.П.Ватнику о деятельности церкви в г. Хемниц
26 февраля 1947 г.
Секретно
№ 0102
Начальнику Отдела пропаганды СВА ФЗС,
подполковнику товарищу Ватник
О политическом положении г. Хемниц и о работе отделения пропаганды
за февраль1947 г.
[...]I
О работе церкви.
В феврале месяце в руководстве церкви в г. Хемниц произошли изменения. Бывший суперинтендант города Гербер отстранен от должности, как бывший нацист, и временно на эту должность назначен священник Шульце.
Шульце является одним из основателей ХДС в городе Хемниц, до 1933 г. принадлежал к партии «Кристлихер Фольскдинст»106 (с 1928 г. по 1933 г.), священником работает с 1912 г., в 1945 и 1946 гг. в течении 7 месяцев уже исполнял должность суперинтенданта в г. Хемниц. Кроме суперинтенданта Гер-
I Опущены разделы: «О настроениях населения города», «Поведение военнослужащих Красной Армии», «Вражеская деятельность», «Деятельность политических партий: о работе СЕПГ, о работе ХДС, о работе ЛДП, о работе женского антифашистского комитета, о работе ССНМ», «Работа городского самоуправления».
бера в городе имеется еще 2 священника, которые состояли членами фашистской партии.
Работа церкви в городе в феврале месяце ничем особенным не выделялась. Кроме воскресных служб церковь проводила вечера чтения Библии («бибельштунде») для всех верующих, занятия с конфирмантами и учениками. Один раз в месяц проводились религиозные занятия с женщинами и матерями.
В городе при 8 церквях (из 14) священниками проводятся занятия с молодежью. По тем материалам, которыми мы располагаем, они носят чисто религиозный характер и проводятся раз в 2 недели. Посещение этих вечеров от 10 до 30 чел.
Значительную работу в городе проводит «Внутренняя миссия». Бюджет миссии на 1947 г. достигает по расходам 100 000 марок. Миссия имеет более 60 чел. служащих. Работа миссии проводится в основном в двух направлениях - миссионерская и благотворительная. Случаев враждебной деятельности нами не установлено.
Непосредственная миссионерская работа в феврале м[еся]це выразилась в проведении одного собрания в церковной общине «Михаэлис». На собрании присутствовало 43 чел., из них 37 женщин и два чел[овека] молодежи. Темой беседы была «О радости». Говоря о радости, директор «Внутренней миссии» Майс сказал что «...истинной радостью является радость, вызванная внутри-душевным состоянием человека, а не внешними причинами, и что сегодняшние трудности с продовольствием, топливом не должны подавлять эту внутреннюю радость».
Говоря о трудностях настоящего времени, Майс сказал, что «... их нужно рассматривать как суд Божий».
В области благотворительной работы наиболее значительной является работа столовой миссии. Столовая выдает ежедневно (кроме воскресенья) в среднем 400 обедов. Так, за время с 1 января 1947 г. по 17 февраля 1947 г. было выдано 16 209 обедов. Выдача обедов производится большей частью в обмен на продуктовые талоны. Однако значительную часть миссия заготовляет непосредственно у крестьян, для чего она имеет 5 заготовителей.
Вторым существенным объектом, которым располагает миссия, является ночлежка, так наз[ываемая] «Мартагайм»I. В этом доме постоянно проживает 31 одинокая женщина. Кроме того, в этом же доме миссия имеет 32 койки, которые используются как гостиничные койки. С 1 января 1947 г. по 17 февраля 1947 г. миссия обслужила ночлежкой 534 чел.
Миссия также располагает некоторыми мелкими предприятиями: лесопилкой (1 циркулярная пила), машинным бюро (5 работников - машинистки, переводчицы), швейной мастерской (4 чел.). Особо стоит так называемый] «Магдалененштифт»II - приют для девушек подверженных моральному разложению. В настоящий момент там находятся 12 чел. (срок пребывания в среднем 6 мес). Эти же девушки обслуживают одновременно прачечную миссии.
Миссия занимается попечением пьяниц (в настоящий момент 5-7 чел.), социально-опасной молодежи, лиц вышедших из тюрем, душевнобольных, слепых, венерически-больных и т.д.
На вокзале в городе дежурят постоянные миссионеры. В период с 1 января 1947 г. этими миссионерами было «уловлено» на вокзале 7411 чел., которым была оказана «духовная» или «светская» помощь. Из этих 7411 чел. 3537 являются переселенцами.
Таким образом, «Внутренняя миссия» в большей или меньшей степени охватывает ежемесячно своим влиянием (через столовую, ночлежку, вокзальную миссию и др. путями) до 16-17 тыс. чел.
Работа миссии, равно как и сект, нами изучается.
Выводы:
1. В результате плохого снабжения города углем, электроэнергией и газом значительная часть промышленных предприятий в феврале месяце не работала, а некоторые работали с перебоями. Отсутствие газа (основного вида топлива), угля и света резко ухудшили бытовые условия населения, что естественно отразилось и на понижении политического настроения.
2. Экономические трудности снизили интерес к политической жизни всех политических партий и общественных организаций, тем не менее партии и общественные организации работали и провели целый ряд массовых мероприятий, указанных выше.
3. Основной вопрос, который волнует все слои населения - это что ждет Германию. Поэтому наибольший интерес вызывает у населения предстоящая конференция министров иностранных дел четырех держав в Москве107.
По вопросу о судьбе Германии большинство немцев высказывается за экономическое и политическое единство Германии.
И.о. начальника отделения пропаганды г. Хемниц,
майор Шадзунский
Резолюция: т. КуракинуI. 4/III-47. Помета: Исполнено. 15/IV-47. Куракин.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 204. Л. 105, 129-130. Подлинник.
3.4. Сопроводительная записка начальника отделения
информации района Эльснитц Н.В.Петрова начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову к письму евангелической церковной миссии о распределении продуктов питания в церквях района
13 апреля 1948 г.
Секретно
Начальнику Отдела информации Управления СВА земли Саксония, подполковнику т. Кузьминову
Направляю материал евангелической «Внутренней миссии», которая занимается распределением продуктов в церквях.
На наше предложение передать эти продукты «Народной солидарности» они в ответ пишут эту бумагу.
Продукты в район продолжают поступать и они все эти продукты продолжают распределять в церквях.
Необходимо этот вопрос разрешить не на низах, а наверху.
Приложение на одном листе - только адресату.
Начальник отделения информации района Эльснитц,
капитан Петров
Резолюции: Майору т. Колосс. Н.Кузьминов. 17.IV,
т. Ерохину. Уточните и изложите Ваши соображения. Л.Колосс. 19.4.48 г.
Приложение
28 марта 1948 г.
Господину ландрату Броске Эльснитц/ФI, ЛандратсамтII
Относительно детского питания.
Уважаемый господин Ландрат!
Разрешите сообщить Вам, что дело помощи (Хильфсверк108) евангелистско-лютеранской церкви провинцииIII Саксония в настоящее время проводит питание детей в Эльснитце и в некоторых других населенных пунктах Фогт-ляндии (а именно в Адорфе, Маркнойкирхене и Шонеке) в течение 8 недель. Число детей достигает примерно 150 чел.
Это питание, как и другие распределения дела помощи, происходят с согласия провинциальной комиссии «Народной солидарности», СВА также осведомлена о деятельности дела помощи.
Наше надлежащее руководство в Берлине поручило нам особенно учитывать при этом питание детей из Восточной Пруссии. Когда еще дети были в лагерях Бишофсверда и Кляйнвелька, мы с согласия провинциального правительства и при его разрешении дали туда незначительное количество медикаментов и текстиля.
Все же при этом питании нужно заботиться и о других детях, т.к. по нашему мнению еще имеется достаточно детей, которые нуждаются в укреплении. В каждом случае мы придаем значение тому, чтобы при выборе детей вероисповедание не могло играть никакой роли. Незамечаемость религиозной или расовой принадлежности, касающихся детей, служит мерилом здорового состояния детей на основе врачебного осмотра. Мы придерживаемся принципов, которые имеют значение при «Народной солидарности», которая даже и сейчас проводит большие питания в районе Мариенберг. Даже эти кормления проводятся средствами заграницыIV.
Если Вы имеете по этому вопросы, то просим Вас обратиться к господину суперинтенданту Креммеру в Эльснитце или священнику Бретшнайде-ру в Маркнойкирхене. Провинциальная комиссия «Народной солидарности» такжеI...
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 233. Л. 49. Подлинник; Л. 50-51. Копия.
3.5. Донесение начальника отделения информации УВК района Диппольдисвальде Н.И.Райкина начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову об обращении церкви к молодым матерям с призывом не производитьаборты
19 апреля 1948 г.
Секретно
м. Диппольдисвальде
№ 0217
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
полковнику Кузьминову
Доношу, что по району Диппольдисвальде распространено обращение церкви к молодым матерям за подписью ландесбишофаII Хана и руководителя миссионнойIII службы доктора Шадеберга с призывом ко всем впавшим в нужду матерям при стеснительных материальных обстоятельствах не производить абортов, а обращаться за материальной помощью к миссионнойIV службе по адресу: Радебойль-2, Рольф-Хельм-штрассе, № 1.
В связи с тем что по постановлению ландтага изменена статья 218 уголовного кодекса, с тем что женщинам, впавшим в нужду, разрешается производить аборты, вышеуказанное обращение церкви представляет собой агитацию против принятых в установленном порядке и действующих демократических законов.
Один экземпляр вышеуказанного обращения при сем представляю.
Приложение: упомянутое на 1 листе, только адресатуV.
Начальник
отделения информации УВК района Диппольдисвальде,
капитан Райкин
Резолюция: К[апита]ну Ерохину. Н.Кузьминов.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 233. Л. 51. Подлинник.
3.6. Донесение военного коменданта района Ауэ М.П.Ткаченко,
начальника отделения информации А.В.Шатилова заместителю начальника УСВА земли Саксония по политической части П.Ф.Артемьеву о распределении евангелической церковью продуктов питания и вещей среди населения
2 января 1949 г.
Секретно
Ауэ
№ 030
Заместителю начальника СВА земли Саксония по политчасти,
полковнику т. Артемьеву
В соответствии Ваших указаний отделение информации военной комендатуры района Ауэ собрало материал о получении евангелической церковью продуктов питания из различных стран (Америка, Норвегия, Швеция, Голландия, Швейцария и др.) и в порядке добровольного пожертвования от крестьян. По далеко не полным данным евангелической церковью, в порядке помощи, получено от иностранных государств различных продуктов питания (мука, рис, консервированное молоко, сахар, мясо, колбаса, консервы, жиры, макароны, манка и т.д.) за второе полугодие 1948 г. 8 т 753 кг и в порядке добровольного пожертвования от крестьян 9 т 129 кг. Следовательно, по неточным данным всего получено 17 т 892 кг.
Кроме того: получено 10 бочек сельди, 25 шерстяных одеял, более 900 пар одежды и белья, 829 пар ботинок и т.д.
Не учтено количество полученных продуктов еще у шести евангелических церквей, у пяти методическихI церквей, у секты МармоныII и т.д. Если учесть все эти церкви и секты, то количество полученных продуктов и вещей значительно больше того, что удалось установить.
Полученные продукты и вещи раздавались священниками после службы в церкви, главным образом, вернувшимся пленным из Советского Союза и переселенцам. Так например, священник общины Маркерсбах г-н Михаил, выдавая продукты и вещи вернувшимся пленным из Советского Союза и переселенцам, говорил, что не Советский Союз, а Америка и другие страны помогают Вам в это трудное для Германии время. Это заявление говорит само за себя. Оно показывает, что выдача продуктов и вещей превратилось в политический шантаж против Советского Союза.
Из полученных продуктов, кроме того, делают подарки для больных детей и для переселенцев (людей без родины), которым священники лично вручают путем посещения квартир.
При церквях один раз в неделю выдается из 2 блюд горячее питание более 800 детям школьного возраста, а в г. Айбеншток церковь содержит детский сад.
Приведенные, хотя далеко и не полные данные показывают, что церковь при помощи раздачи населению продуктов и вещей оказывает большое влияние на немецкое население и на его сознание. Это одновременно показывает, что церковь использует присылаемую ей помощь в политических целях, в целях отрыва немецкого населения из-под влияния Социалистической единой партии.
Продукты и вещи поступают в район из Берлина - через так называемое «Центральное бюро Восток-Берлин».
Желательно было бы принять соответствующие меры к тому, чтобы лишить возможности (права) получения и распределения продуктов и вещей из других стран через церковь, которые используются ею в целях оказания влияния на население.
Все получаемые продукты из других стран целесообразно было бы передать комитетам «Народная солидарность» и только через эти комитеты производить выдачу немецкому населению.
Военный комендант района Ауэ,
полковник Ткаченко
Начальник отделения информации
в[оенной]/к[омендатуры] района Ауэ,
подполковник Шатилов
Резолюция: т. Кузьминов. Необходимо запросить н[ачалъни]ков отделений крупных городов по этому вопросу, после чего подготовить письмо на имя т. Русских. Артемьев. 8.2.49.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 43-44. Подлинник.
3.7. Донесение начальника отделения информации военной комендатуры района Беесков П.О.Геворкяна начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о благотворительной деятельности церкви в районе Беесков
14 января 1949 г.
СекретноI
О политике церковников по использованию благотворительных
организаций
Район Беесков по своему церковному делению делится на две группы: церковная группа Беесков, которую возглавляет священник - супер-интендант Винде, Шторковская группа, которую возглавляет священник - супер-интендант Вешке.
Вышеуказанные священники являются руководителями евангелической церкви. Кроме вышеупомянутых, по католической церкви имеются тоже руководители: первую группу возглавляет священник Дебауе, а вторую группу - священник Дубянский.
Из благотворительных церковных организаций в районе Беесков существует апостольская служба Иисуса Христа, евангелическая церковная община. Они в своей работе очень тесно связаны с евангелической церковью и распространены, в основном, в больших общинах района. Особенно сильно действуют в городах Беесков, Шторков и Кетчендорф.
Все организации зарегистрированы в военной комендатуре.
Руководителем евангелической церковной общины является Вольф из города Шторкова, который находится под сильным влиянием священника Вешке. Основная задача этих организаций, как будто, состоит в том, чтобы путем богослужения усилить веру в религии среди мало-верующих и возвратить их на служение Богу. На самом деле вышеуказанные организации являются оружием в руках церкви для объединения всех верующих, для постановки их под влияние церкви и использования их в религиозных целях.
Церковники замечают, что молодежь изо дня в день теряют веру в Бога. Поэтому они основную работу стараются вести среди молодежи. Так, например, упомянутый Вольф в городе Шторкове проводит систематическую обработку молодежи путем богослужения. Он организаует для молодежи богослужения, а иногда после богослужения танцы и разные игрыI.
Священник общины Герциг Шлегель до рождественских праздников в неделю два раза для молодежи организовал богослужение. Каждое богослужение длилось до 4-5 часов. В этих богослужениях приняло участие около 25 чел. из трех деревень: Герциг, Зауэн, Нойбрюк. Для развития интереса среди молодежи к церкви и богослужению священник иногда организовывал для них чашку кофе и проводил репетиции о рождении Иисуса ХристаII.
Этот священник дал отдельное поручение молодежи, чтобы вербовать новых людей для лучшей демонстрации вышеуказанной пьесы. Местная группа СЕПГ до того потеряла бдительность, что руководитель молодежной организации Гер-цига исполнял ведущую роль в этой религиозной пьесе. Этот священник при похоронах заявил следующее: «Мой сын однажды спросил меня: "Папа, что будет, если русские убьют меня". Я ответил: "Тогда, сынок, попадешь в рай"»III.
Церковники стараются при помощи благотворительных организаций завоевать молодежь в свои руки, привлечь в свою сторону основную часть населения, поставить их под политическое влияние Христианско-демократиче-ского союза, доказать, что ХДС - это самая лучшая партия, которая думает о бедных переселенцах, о свободе человечества, что эта партия защищает частную инициативу всех верующих.
Благотворительные организации кое-где из богослужений иногда переходят в своей работе на политические темы, как, например, в ноябре месяце в г. Беескове на состоявшемся богослужении евангелической церковной общины был затронут вопрос об атомной бомбе, о монополистическом господстве американских капиталистов атомным оружием, было отмечено, что американский народ является сильно верующим, что якобы достижения Америки являются оружием против неверующихIV.
Церковники путем своих благодеятельныхI организаций стараются взять под свое влияние комиссию переселенцев и местные комитеты «Народной солидарности».
Было отмечено, что они в этих двух организациях работают лучше, чем остальные партии. Это делается не для того, что они действительно беспокоятся о переселенцах и нуждающихся, а для того, чтобы демагогическим путем завоевать массу в свою сторону. На самом деле было доказано, что они очень мало думают об улучшении жизненного уровня трудящихся и особенно переселенцев.
Было установлено, что во всех мероприятиях, направленных против поджигателей новой войны и раскольников единой Германии, церковные организации занимают нейтральную позицию, а иногда и противII.
Начальник отделения информации
военной комендатуры района Беесков,
старший лейтенант Геворкян
РезолюцияIII: Подполковнику Левину. Надо сейчас обобщить материал по церкви, включая 26 священников, о которых Вы знаете, и сообщить в Управление] информации]. Подполковник К.Мартемьянов. 19.1.49.
Помета: Исполнено. 25.1. ЛевинIV.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 23-24. Подлинник.
3.8. Политдонесение начальника отделения информации военной комендатуры района Бельциг С.Д.Ахромина начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о деятельности районного комитета «Народной солидарности»
14 января 1949 г.
Секретно
№ 051
Начальнику Отдела информации СВА земли Бранденбург
1. Прежде всего необходимо отметить, что в районе Бельциг имеется районный комитет «Народной солидарности», который состоит из 12 чел. членов, из них: 8 чел. являются членами СЕПГ, 2 чел. членами ХДС и 2 чел. беспартийных. В составе РКНСV имеются представители от СЕПГ, ХДС, от беспартийных и от церквей: от католической церкви - священник Чечог и от евангелической - священник Кицман. Председателем РКНС является член СЕПГ - Вильгельм Бардун и секретарем - член СЕПГ Кнефель.
Кроме того, в каждой общине имеется представитель или т.н. уполномоченный комитета «Народной солидарности». Таким образом, с организационной стороны, как будто дело обстоит неплохо.
2. Основная работа
районного комитета «Народной солидарности» заклю
чалась и заключается в том, как заявил председатель РКНС, чтобы оказывать
материальную помощь переселенцам, возвращающимся домой, б[ывшим] военнопленным,
престарелым и др. остро нуждающимся в помощи людям.
Кроме того, в их функции входят такие вопросы, как организация и обеспечение детских садов и приютов и ряд других вопросов. Таким образом, с точки зрения знаний своих функций у РКНС также нет никаких неясностей.
3. Что касается по
вопросам практической деятельности, то надо прямо
сказать, что районный комитет «Народной солидарности» не все делает то,
что на него возложено.
Правда, РКНС и его представители на местах проделали заметно большую работу в деле правильного распределения и обеспечения нуждающихся в предметах первой необходимости. Так например, в 4 квартале 1948 г. районным комитетом «Народной солидарности» нуждающимся переселенцам, престарелым и другим беднякам было выдано: дамской обуви - 55 пар, домашних тапочек - 185 пар, мужских брюк - 119 шт., мужских костюмов - 50, дамских пальто - 76, мужских пальто - 64, дамских платьев - 86, детских пальто - 19, дамских чулок - 2064 пары, носков - 1844 пары, детских чулок - 1522 пары, дамского белья - 82, разных перчаток - 775 пар, мужского белья - 86, верхнего трикотажа - 97 комплектов, ткани - 2253 метра и много других мелких предметов.
Кроме этого, возвратившимся б[ывшим] военнопленным было выдано 150 комплектов одежды, кроме обуви, и для престарелых было доставлено 127 кубических метров дров для зимнего отопительного сезона. Вот собственно говоря вся та работа, которая была проделана районным комитетом «Народной солидарности», например, в 4 квартале 1948 г., такая же примерно работа им проводилась и на протяжении всего 1948 г.
А, например, такими вопросами, как организация детских различных учреждений, организация общественного питания в школах, в детских садах, приютах и т.д., то РКНС не занимался. Недостаточно занимается комитет «Народной солидарности» по организации контроля за работой детских учреждений и за деятельностью церкви.
Известно, например, что в таких городах района, как в Бельциге, в Тройен-бритцене, в Ленине, в Брюке, в Нимегке католические и евангелические церкви и их духовенство получаемые подарки из-за границы распределяют эти подарки среди населения не от имени комитета «Народной солидарности», а распределяют их от имени церкви и в стенах церквиI, что, безусловно, ведет к подрыву авторитета комитета «Народной солидарности», а церковь и духовенство тем самым приобретают в своих целях политический багаж и повышают свой авторитет среди населения. Хуже того, пользуясь слабостью районного комитета «Народной солидарности» и в особенности беспечностью членов СЕПГ, которые составляют большинство в РКНС, священник Кицман, который является также членом РКНСI, из поступающих из-за границы продуктов в г. Бельциге организовал общественное питание для 300 чел. школьников и характерно то, что это питание, изготовляемое фактически из продуктов, принадлежащих комитету «Народной солидарности», выдается не от имени комитета, а от имени евангелической церквиII и самого священника Кицмана. Такое же положение и в г. Тройенбритцен.
Имели место и такие факты, когда священники Кицман и Чечог и другие священники, не члены РКНС, населению раздавали продукты и предметы промтоваров, принадлежащие комитету «Народной солидарности», именно из своих священных рук и от имени церкви и раздавали тем лицам, которых требовалось приблизить к церквиIII (главным образом молодежь), а затем эти священные лица приходили в районный комитет «Народной солидарности» и всю эту выдачу оформляли как выданное комитетом «Народной солидарности». Такое же положение наблюдается и в детских учреждениях, приютах и домах престарелых, когда они фактически всем необходимым обеспечиваются через комитет «Народной солидарности» или через органы социального обеспечения. Но благодаря отсутствию разъяснительной работы со стороны СЕПГ и общественных организаций и соответствующего контроля в эти все учреждения проникает церковьIV, которая пропагандирует находящимся там людям о том, что все то, что они получают и все то, что им дается - эта помощь не есть «Народной солидарности», а есть помощь БожьяV, церковная и помощь духовенства и т.д. Все эти факты говорят о том, что церковь умело использует помощь комитета «Народной солидарности» в своих политических целях. Она своими различными комбинациями делает все для того, чтобы функции комитета «Народной солидарности» прибрать к своим рукам. Церковь стремится свести на нет работу комитета «Народной солидарности». А СЕПГ, демократические организации и их представители в комитетах «Народной солидарности» ввиду того, что мало придают политического значения работе этого комитета, в свою очередь ничего не делают для того, чтобы поднять работу комитета «Народной солидарности» и его работу направить в своих политических интересах.
Поэтому напрашивается такой вывод:
1. Чтобы удалить духовенство из органов «Народной солидарности» с тем, чтобы лишить их прав использовать комитеты «Народной солидарности» в своих целях.
2. Чтобы все продукты и промтовары, поступающие из-за границы, могли бы поступать только лишь непосредственно в комитет «Народной солидарности».
3. Все благотворительные учреждения и другие детские учреждения необходимо изолировать от обслуживания церкви и передать их полностью в руки комитета «Народной солидарности».
4. Желательно, чтобы председатель районного комитета «Народной солидарности» был бы оплачиваемыйVI.
Вот при таких условиях можно добиться изоляции церкви и лишить ее влияния на переселенцев, на молодежь и на другие бедные слои населения, а комитет «Народной солидарности» приобретет нужный для него авторитет среди этих слоев населения, и будет обеспечено влияние СЕПГ и демократических организаций на население в целом.
Начальник отделения информации
военной комендатуры района Бельциг,
подполковник Ахромин
Резолюции: Подполковнику Левину. Обобщить по земле материал и подготовить рекомендации зем[ельным] органам. Подполковник Мартемьянов. 15.1.49. Помета: Материал обобщен. Левин. 19.01.49.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 1-3. Подлинник.
3.9. Донесение начальника отделения информации военной комендатуры г. Хемниц Н.И.Блесткина начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о благотворительной деятельности церкви в городе и районе Хемниц
15 января 1949 г.
Секретно
г. Хемниц
№ 039
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
полковнику т. Кузьминову
Содержание: о политике церковников по использованию благотворительных учреждений.
На основе тех средств, которые они получают из-за границы, церкви организуют в городе и районе Хемниц довольно широкую благотворительную деятельность. Эта благотворительная деятельность используется для того, чтобы завоевать себе приверженцев.
Самая большая в Хемнице евангелическая церковь организует благотворительную деятельность через свои учреждения - «Внутреннюю миссию» и специальное учреждение церковной взаимопомощи (Хильфсверк). Через эти организации за четвертый квартал 1948 г. было распределено евангелической церковью среди населения в порядке оказания помощи нуждающимся:
536 штук текстильных изделий,
294 пары обуви,
504 кг продовольствия.
Все эти средства представляют собой пожертвования христиан из-за границы. В Хемниц они поступают через центральное благотворительное учреждение евангелической церкви Германии, находящееся в РадеболеI.
По словам церкви, получаемые ею благотворительные средства, распределяются между нуждающимися (главным образом между детьми, стариками, переселенцами и больными), невзирая на их политическую и религиозную принадлежность: «Всякий, кто имеет нужду, приходит к своему участковому священнику и заявляет ему о своем бедственном положении. Священник ставит этот вопрос на обсуждение общинного церковного совета, который уже решает, какую и кому надо оказать помощь». Но фактически церковь, оказывая помощь нуждающимся, преследует важные политические цели. Во-первых, помощь оказывается лишь лицам, принадлежащим, так или иначе, к церкви. Во-вторых, оказывая помощь, церковь стремиться завоевать себе больше сторонников и поднять свой авторитет среди населения.
В августе и сентябре 1948 г. через «Внутреннюю миссию» было организовано питание школьников в церковном помещении по Глокенштрассе. Из школ было подобрано 80 учеников, родители которых регулярно посещают церковь. В течение 6 недель эти школьники один раз в день получали горячую пищу (суп с рыбой). Перед едой дети обязаны были молиться, а после еды петь религиозные песни. Это мероприятие не было согласовано с городским комитетом «Народной солидарности».
12 августа 1948 г. учреждение церковной взаимопомощи евангелической церкви поставило в известность городской комитет «Народной солидарности» о том, что им на средства церкви с 16 августа организуется питание для 1500 детей. Церковью для этой цели уже были подобраны дети и организованы столовые. Комитет «Народной солидарности» не мог уже активно вмешаться в это мероприятие. Правда, часть детей (500) была подобрана через отдел здравоохранения. Но это не внесло существенных изменений в организованное евангелической церковью благотворительное мероприятие. Инициатива во всем этом деле принадлежала церкви. Церковь добилась согласия комитета «Народной солидарности», что дети, если они этого желают, должны читать перед едой молитву, а после еды петь религиозные песни. Т.к. большинство детей было подобрано церковью и было из религиозных семей, то почти все питавшиеся дети выполняли предписания церкви. Во время раздачи пищи детям, что производилось в церковных помещениях, там присутствовали служители церкви, которые проводили среди детей религиозную работу.
Обычно, после богослужений в праздничные и воскресные дни производится раздача прихожанам подарков. В большинстве случаев это что-либо из продовольствия: сельдь, сахар и т.п. О раздаче подарков заранее извещается в церковных объявлениях. Это привлекает в церковь на богослужения большое количество прихожан. Такие мероприятия практикуются как евангелической, так и католической церковью.
Евангелическая церковь через «Внутреннюю миссию» организовала при Хемницком вокзале специальный питательный пункт и ночлежный дом. Через эти благотворительные учреждения церковь оказывает свое влияние, главным образом на возвращающихся военнопленных и переселенцев. За 4 квартал 1948 г. привокзальным питательным пунктом было обслужено:
1515 возвратившихся военнопленных,
1414 переселенца,
698 горных рабочих, проезжающих через Хемниц к месту работы,
855 детей,
2747 прочих лиц.
Этим лицам было выдано 1179 завтраков, 2877 обедов, 1692 ужина, 128 кг хлеба и 877 порций кофе. В ночлежных домах при вокзале и по Глокенштрас-се переночевало 1537 чел.
Большую благотворительную работу проводит также католическая церковь. Средства для благотворительной деятельности католическая церковь получает из-за границы. В течение четвертого квартала 1948 г. ею получено всего 4037 кг продовольствия, из них:
из Ирландии........................................... 2263 кг продовольствия,
от Ватикана для детей.......................... 692 кг продовольствия,
из Швеции (через Ватикан) .... 230 кг сельди,
из Швейцарии (к Рождеству). . . 852 кг продовольствия.
Кроме продовольствия, получено 293 шт. текстильных изделий (брюки, пальто, платья) и 40 пар обуви.
Распределением всего этого ведает организованное в системе католической церкви благотворительное общество «Критос»I. Кроме штатных сотрудников в работе этого общества принимают участие многие верующие: старухи, сестры и другие; эти верующие посещают детские дома, больницы, дома престарелых и приносят туда подарки. Одновременно, посещая эти учреждения, они читают там религиозные книги, псалмы, выдержки из Евангелия, ведут беседы на религиозные темы с тем, чтобы привлечь своих слушателей на сторону католической церкви. Также католическая церковь часто практикует выдачу подарков своим прихожанам после богослужения, а иногда - организацию питания для детей верующих.
Значительную работу по использованию благотворительной деятельности для завоевания себе сторонников проводят в Хемнице различные религиозные секты.
Секта «Свидетелей Иеговы» на основе продовольствия и текстильных изделий, получаемых ею из США, оказала за 1948 г. помощь 1500 нуждающимся. Кроме раздачи подарков на собраниях (богослужениях) своих членов, представителями этой секты применяется способ индивидуальной вербовки. Активные члены секты посещают отдельные квартиры, узнают там о нуждах жителей, а затем, по возможности, приносят этой семье какой-либо подарок: пальто, ботинки, брюки и т.п. Получивший подарок уже потом посещает собрания «Свидетелей Иеговы», надеясь в будущем еще что-либо получить.
Секта методистов также получает продовольствие из Америки. Весной 1948 г. она организовала питание для учащихся народной школы «Андрешу-ле». Пища выдавалась в домике для богослужения этой секты, находившемся недалеко от школы. Ученики могли туда бегать во время большого перерыва. Около пяти недель, таким образом, питалось 200 учеников. Подбор питающихся производился из числа тех детей, родители которых были членами секты, или которые сами давали обещание стать членами секты.
Получает из США продовольствие и распределяет его между своими сторонниками также секта «Церковь И. Христа священных последних трех дней»109. За четвертый квартал 1948 г. она выдала подарки 480 лицам.
Выводы:
1. Организуемая церковью благотворительная деятельность является важнейшим средством в оказании ею влияния на население.
2. Церковь оказывает благотворительную помощь не беспристрастно, а преследует цели завоевать себе больше сторонников и повысить свой авторитет среди населения. Для этой цели вся благотворительная деятельность церкви широко популяризуется во время богослужений, церковных концертов и т.п.
3. Все попытки со стороны ДЖС и других общественных организаций добиться того, чтобы церковь получаемые ею благотворительные средства сдавала комитетам «Народной солидарности» и вся благотворительная деятельность проводилась бы через комитеты «Народной солидарности», не привели к успеху. Церковь крепко держится за благотворительную деятельность и не допускает ее передачи в руки других организаций.
Начальник отделения информации
военной комендатуры г. Хемниц,
подполковник Блесткин
Резолюция: т. Афонину. Подготовить донесение для Управления. Н.Кузьми-нов.19.1.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 15-18. Подлинник.
3.10. Донесение начальника отделения информации военной
комендатуры г. Лейпциг Г.С.Шишкова начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о благотворительной деятельности евангелическо-лютеранской церкви в г. Лейпциге
15 января 1949 г.
Секретно
г. Лейпциг
№ 027
Начальнику Отдела информации УСВА ЗС,
полковнику т. Кузьминову
В городе Лейпциг насчитывается 37 евангелических церквей, 90 священников, около 500 тыс. жителей города являются гражданами евангелического вероисповедания. Во главе церкви стоит главный церковный советник доктор Шуманн. К Советской военной администрации относится пока доброжелательно.
Церковь имеет следующие благотворительные учреждения:
1. Два пансиона по обучению и воспитанию девушек, желающих посвятить себя службе в церкви (диакониссы), один пансион на двести мест и второй на 50 мест. В пансионах ведется преподавание Библии, катехизиса и даются некоторые познания по уходу за больными и воспитанию в духе церкви.
2. Школа по уходу за больными на 25 слушателей. Здесь даются более глубокие познания в медицине и слушательницы обязаны сдать государственный экзамен на получение звания медицинской сестры.
3. Больница на 295 коек. В больнице регулярно проводятся богослужения.
4. Две клиники на 80 и 100 мест. С отделениями: родильным, гинекологическим и венерическим. В родильном обслуживаются бездомные роженицы.
В тридцати пяти городских общинах имеются санитарные пункты, где оказывается первая медицинская помощь. Каждый пункт обслуживается двумя диакониссамиI.
5. Два дома отдыха - для взрослых на 39 мест и для детей на 100 мест. Срок нахождения в доме отдыха до 4 недель.
6. Два воспитательных детских дома на 80 и на 20 мест (для грудных и маленьких). В этих домах есть дети, не имеющие родителей.
7. Два воспитательных дома для больных детей на 54 и 50 мест. Здесь тоже постоянно ведется религиозная пропаганда.
8. При церкви имеются так называемые киндертагесштеттенII - это нечто вроде церковных школ, которые посещаются детьми дошкольного возраста, матери которых заняты на работе. Таких заведений имеется 14, в них охвачено 1360 детей.
9. Семь домов престарелых на 218 мест.
10. Четыре общежития для занятых на работе в церкви - 181 место.
11. Три ночлежных дома и приюта с 73 койками.
12. Мастерские для именующих себяIII безработными с общежитием на 65 коек.
Церковь имеет также пункты по оказанию помощи б[ывшим]/военно-пленным, борьбы против пьянства, распределения средств и вещей, собранных церковью, помощи по освобождению от штрафов, канцелярия для общего пользования, пункты помощи матерям, пункт на вокзале для помощи больным, слепым, матерям с детьми, находящимся в пути по железной дороге.
Десять диаконисс занимаются помощью и работой среди беженцев.
Безусловно, церковь использует все эти средства и методы для усиленной пропаганды религии.
Материальные ресурсы церковь черпает в основном за счет налоговых сборов с верующих, осуществляемых через финансовое учреждение городаIV, а также за счет добровольных поступлений от верующих.
Начальник отделения информации
военной комендатуры г. Лейпциг,
гв. подполковник Шишков
Резолюция: т. Афонину. Н.Кузьминов. 19.I.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 13-14. Подлинник.
3.11. Донесение исполняющего обязанности начальника отделения информации УВК г. Дрезден Г.И.Тамковича начальнику Отдела информации СВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о благотворительной деятельности церкви в г. Дрездене
18 января 1949 г.
Секретно
г. Дрезден
№ 053
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
полковнику т. Кузьминову
Содержание: политика церковников по использованию благотворительных обществ.
Евангелическая церковь осуществляет благотворительную деятельность через так называемую «Внутреннюю миссию» (Innere Mission ), католическая церковь - через «Каритасфербанд» (Caritasverband)110, руководителем которого является пробст Шпенцель. Формально церковь в лице своих представителей - священника Лютардт (евангелическая церковь) и священника Донат (католическая церковь) входят в городское правление «Народной солидарности», но получаемые из-за границы на имя церковных благотворительных организаций продовольственные посылки используют по своему назначению, не согласовывая в таких случаях своих действий ни с «Народной солидарностью», ни с другими общественными организациями. Церковь использует оказываемую населению помощь в целях религиозной пропаганды, чему ярким подтверждением может служить организованная «Внутренней миссией» летом 1948 г. помощь детям в форме бесплатных обедов. На протяжении 2 месяцев 1500 детей г. Дрезден получали бесплатное питание. При определении детей, нуждающихся в этой помощи, церковь не считала нужным согласовать этот вопрос с «Народной солидарностью», несмотря на то, что организатор этой кампании священник Лютардт является членом правления «Народной солидарности». Самый характер проведения бесплатных обедов вызывал протесты со стороны школ, общественных организаций, СЕПГ, что заставило «Народную солидарность» энергично вмешаться в это дело. Так, в районе Лейбен (Дрезден) священник Кайзер перед началом обеда произносил молитву, затем после исполнения детьми песни религиозного содержания рассказывал им какую-либо историю из Евангелия. Таким образом, в ряде мест обед сопровождался занятиями религиозного характера. «Народная солидарность» заявила церкви, что последняя, являясь членом такой общественной организацией, какой является «Народная солидарность», не имеет права использовать бесплатное питание в целях религиозного влияния на учащуюся молодежь.
Как правило, «Внутренняя миссия» и «Каритасфербанд» не ставят в известность «Народную солидарность» о получаемых из-за границы продовольственных посылках, умалчивают об этом, даже не сообщая городскому правлению «Народной солидарности» списков лиц, которым была оказана непосредственно помощь со стороны церкви.
Так например, «Каритасфербанд» использовал в истекшем году папские пожертвования для оказания помощи будущим матерям, не считая нужным согласовать списки с «Народной солидарностью», предоставив эту помощь только католичкам.
«Внутренняя миссия» предоставляет раз в неделю обед членам так называемого «Евангелического студенческого общества», руководителем которого является студент Гофман (чл[ен] ХДС). В состав этого общества, которое насчитывает свыше 100 чел., входят также студенты Высшей технической школы. В день получения обеда священник проводит со студентами библейские чтения. Это мероприятие евангелическая церковь проводит самостоятельно, предоставляя бесплатное питание только тем из студентов, которые являются членами этого евангелического общества.
Так называемая «Вокзальная служба», осуществляемая именем «Народной солидарности», на самом деле проводится так же, как и раньше «Внутренней миссией» и «Каритасфербанд» и носит ярко выраженный религиозный характер. «Вокзальная служба» заключается в предоставлении проезжающим через г. Дрезден возвращающимся на родину военнопленным и переселенцам бесплатного обеда и небольшой денежной помощи. О том, насколько широких размеров достигает этот вид благотворительной деятельности, могут дать представление следующие цифры. В 1947 г. из 170 666 чел., проследовавших через вокзалы г. Дрезден - 117 627 чел. предоставлены были обеды. Нельзя не отметить, что когда фонды «Народной солидарности», отпускаемые для этой цели, были исчерпаны, церковные благотворительные общества открыто предоставили свои средства, продолжая эту работу от имени церкви.
Внутренняя миссия насчитывает более 9000 членов, которые проводят работу с военнопленными и переселенцами в духе церкви.
На данном участке «Народная солидарность» должна привлечь Демократический женский союз для участия в работе так называемой «Вокзальной службы» с тем, чтобы вытеснить здесь влияние церкви.
Религиозные секты, особенно американского и английского происхождения, получая материальную помощь из-за границы, используют ее в основном для своих членов, что имело место у мормонов111. Только небольшую часть удалось получить «Народной солидарности».
В настоящее время «Народная солидарность» организовала для детей в возрасте от 3 до 6 лет (в количестве 7360 чел.) бесплатное питание (3 раза в неделю, на протяжении 5 месяцев), использовав для этой цели пожертвования, полученные от религиозной секты «Квакеры»112 (английского происхождения). Совместная работа «Народной солидарности» с благотворительными организациями церкви организовано неправильно, т.к. церковь проводит все мероприятия, имеющие благотворительный характер, не от имени «Народной солидарности», а от имени своей церкви (евангелической или католической) в целях религиозной пропаганды и более широкого влияния на массы.
И.о. начальника отделения информации УВК г. Дрезден,
майор Тамкович
Резолюция: т. Афонину. Н.Кузьминов. 20.I.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 19-21. Подлинник.
3.12. Донесение начальника отделения информации УВК района
Губен Васильева начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о благотворительной деятельности церкви в районе Губен
18 января 1949 г. Секретно
№ 035
Начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург
Согласно вашего плана донесений на январь месяц 1949 г. о политике церковников по использованию благотворительных организаций доношу, что евангелическая и католическая церкви пытаются оказывать свое влияние на различные благотворительные организации и, в частности, на организацию «Народная солидарность», пытаются влиять на детское питание в школах, на дома для сирот, для престарелых.
Особенно заметна политика церкви использовать организацию «Народная солидарность». В составе районного правления этой организации есть и представитель от церкви.
В районе евангелическая церковь содержит трое детских яслей - в каждом доме по 80 детей, всего 240 детей и три дома престарелых с количеством 157 чел.
Католическая церковь содержит 2 дома детей-сирот с количеством детей - 112.
«Народная солидарность» имеет в районе четыре детских дома с количеством детей 180, но и на эти дома церковь имеет свое влияние путем подачек, в отдельных случаях, питания, а когда бывает питание, то перед этим проводят богослужение.
Евангелическая и католическая церкви имеют объединенную церковную миссию на вокзале, которая главным образом проводит работу среди возвращающихся военнопленных. В отдельных случаях эта миссия выдает бесплатное питание и содержит бараки для ночлега на 25 чел.
В районе Губен церковь имеет большое влияние среди населения, в особенности католическая церковь в Нойцелле. Пастор католической церкви входит в состав районного комитета «Народ[ной] солидарности]».
Кроме детских домов и ясель, церковь имеет в своем распоряжении и на содержании больницу «Вилькештифт» в г. Губен с количеством коек на 150 чел. Эту больницу обслуживают в качестве персонала монашки. Кроме того, в больнице проводится регулярно богослужение священниками.
В районе антирелигиозную пропаганду никто не проводит и не пытаются повлиять на авторитет церкви в детских домах и других благотворительных организациях.
Начальник отделения информации УВК района Губен,
майор Васильев
Резолюция: Подполковнику Левину. Обобщить по земле. Подполковник К.Мар-темьянов. 21.1.49.
Помета: 25.1. Левин.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 82-83. Подлинник.
3.13. Спецдонесение начальника отделения информации военной комендатуры г. Потсдам И.С.Строилова начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о благотворительной деятельности «Внутренней миссии» евангелической церкви в г. Потсдаме
19 января 1949 г.
Секретно
№ 040
Начальнику Отдела информации СВА земли Бранденбург
Доношу, что в Потсдаме церковь через свои благотворительные учреждения имеет особенно сильное влияние в проведении реакционной политики. Существует в Потсдаме «Внутренняя миссия», которая контролируется церковью и имеет связи далеко за пределами Потсдама с западными секторами Берлина и с западными зонами.
«Внутренняя миссия» проводит обслуживание 14 убежищ для престарелых, в которых размещается 514 чел., 4 детских приюта со 140 сиротами, 5 детских убежищ с 237 детьми, она содержит 12 детских садов, вмещающих 660 детей. Миссия имеет 11 станций для приходящих, где их обслуживает 21 диаконисса. В Бабельсберге большая работа проводится в «Оберлинхау-зе»I. В Потсдаме имеется дом диаконисс, один приют для калек с хирургической клиникой, одна специальная школа для детей-калек, одна учебная мастерская для людей с телесными недостатками, одно заведение для глухонемых, слепых, дневные и ночные ясли.
Вместе с «Евангелической женской помощью» миссия содержит больницу на 60 коек, ночной приют при вокзале на 30 чел., одну станцию, где приходящих обслуживают 10 диаконисс.
Вместе с «Гофбауэрштифтунг» (пожертвование имени Гофбауэра) содержит дом для диаконисс, дом отдыха для престарелых диаконисс, детский приют и одну больницу. Содержится одна кухня, где обслуживаются 50 нуждающихся служителей церкви, 2 кухни для престарелых и больных.
В Потсдаме ежедневно кормят 75-100 чел., в Бабельсберге 25-30.
Питанием обслуживаются также туберкулезные дети: в Потсдаме 50 и в Бабельсберге 100 детей.
Все перечисленные факты говорят о том, что благотворительные учреждения, контролируемые церковью, расходуют огромные средства, темный источник которых не подлежит никакому сомнениюII.
С помощью этих средств церковь проводит политику, идущую вразрез демократизации Германии. Все учреждения, контролируемые ими, целесообразно бы передать под контроль отдела социального обеспечения или отдела народного образования, но это связано с большими трудностями, с ликвидацией «Внутренней миссии», что зависит не от города и даже не от земельных органов, от зональных органов.
Тем не менее ставить об этом вопрос следует, так как отрицательное влияние церкви через эти благотворительные учреждения в известной мере тормозит демократизацию Германии и воспитывает нежелательное для нас настроение населения.
Начальник отделения информации
военной комендатуры г. Потсдам,
майор Строилов
Резолюция: Подполковнику Левину. Разберитесь с церковью. Это уже второе донесение. Одно из Беескова былоI. Надо информировать Управление] информации]. Подполковник Мартемьянов. 20.1.49.
Помета: Исполнено. 25.1.49. Левин.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 25-26. Подлинник.
3.14. Донесение начальника отделения информации военной комендатуры района Пренцлау Кривчуна начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о благотворительной деятельности церкви в районе Пренцлау
19 января 1949 г.
Секретно
На тему: «О политике церковников по использованию благотворительных организаций района Пренцлау».
В районе имеются католическая и евангелическая веры и, кроме того, ряд небольших сект. Основное большинство верующих в районе составляют лютеране и только около 10% верующих католики.
Ряд сект, как «Свидетели Иеговы», «мормоны» и другие малочисленны по количеству членов и не имеют большого влияния на общественную жизнь и население.
Влияние церквей на население в настоящее время еще большое и по сравнению с прошлымII годом посещаемость церквей населением во время богослужения значительно увеличиласьIII. Это объясняется, прежде всего, улучшением материального положения населения.
Пастор лютеранской церкви Нагель по этому вопросу заявил следующее:
«По сравнению с прошлым годом интерес населения к религии и посещаемость церквей увеличились. Это признак улучшения благосостояния населения. Раньше многие не могли посещать церковь потому, что не имели обуви или одежды. В настоящее время эти затруднения ликвидированы, улучшилось материальное положение населения, и жизнь принимает нормальный вид. Только за прошедший 1948 г. я повенчал 127 пар новобрачных, тогда как прошлые годы это число не превышало 40 пар. Только в один первый день Рождества повенчал 28 пар».
Церкви пытаются проводить свое влияние на работу благотворительных организаций, дома престарелых, детские дома, «Народную солидарность». Но в результате проведенной работы организациями СЕП, женскими демократическими организациями и другими массовыми демократическими организациями среди детей и престарелых, влияние церквей на них стало малозначительнымI.
Священник города Пренцлау - Нагель пытался вовлечь детей, находящихся в детском доме, в религиозную учебу, пытался проводить занятия по изучению религии для всех детей в самом детском доме. Но руководитель этого детского дома не разрешил проведение таких религиозных занятий в самом детском доме, а члены районного правления Женского демократического союзаII провели разъяснительную работу среди детей дома, в результате чего только пять детей из 41 изъявили желание посещать религиозные занятия при церкви. Эти дети имеют в городе родственников, которые на них оказывают религиозное давление.
Местная организация СЕП организовала для детей детского дома различные игры, что привело к тому, что дети не высказывают желания посещать церковь.
В доме престарелых города Пренцлау, где находится свыше 200 чел., священник Нагель пытался для всех проводить в доме богослужение. Руководитель этого дома Фаергак, член СЕП, не разрешил проведение богослужения для всех живущих в доме, а только для престарелых, кто находится в плохом физическом состоянии и только по их просьбе.
Все дома престарелых и детей сирот находятся под шефством Демократического женского союза и «Народной солидарности» и их влияние на престарелых и детей большое.
В проведении компании по сбору подписей среди женщин района за запрещение атомного оружия и протеста против Рурского статута113, священники никакого участия не принимают.
Священник католической церкви Фляйшер, член ХДС, по этому поводу заявил следующее:
«Я совершенно об этом ничего не слышал и ничего не знаю, что это за статут для Рура. Газеты, конечно, я покупаю и просматриваю, а больше заниматься этим вопросом у меня нет времени».
К разъяснительной работе ЖДС и «Народной солидарности» о 2-летнем плане восстановления и развития экономики Советской зоны оккупации Германии114 основное большинство священников относится положительно и считает, что выполнение этого плана послужит средством улучшения материального положения трудящихся.
Выводы:
1. В результате активного участия организации СЕП, Демократического женского союза, «Народной солидарности» и других массовых демократических организаций в работе благотворительных организаций района влияние церквей на них незначительно.
2. Отсутствует антирелигиозная пропаганда среди населения района, что усиливает влияние церквей.
Начальник отделения информации
военной комендатуры района Пренцлау,
ст. лейтенант Кривчун
РезолюцияI: Подполковнику Левину. Подполковник Мартемьянов. 21.1.49. Помета: Левин. 25.1.49.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 28-29. Подлинник.
3.15. Донесение начальника отделения информации военной комендатуры района Зеелов С.Н.Лейкина начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о благотворительной деятельности церкви в районе Зеелов
19 января 1949 г. Секретно
№ 047
Начальнику Отдела информации,
подполковнику Мартемьянову
О политике церковников по использованию благотворительных организаций
Церковники стараются использовать все возможности при распределении продуктов, получаемых от разных иностранных держав, для усиления своего влияния среди населения и в первую очередь молодежи и детей.
О количестве получаемой помощи церковники отказываются давать какие-либо сведения. Например, католической священник из Зеелова, член районного комитета «Народной солидарности» Лех с возмущением пишет, что на заседании магистрата, где присутствовали представители «Народной солидарности» и массовых организаций, по вопросу питания школьников суперинтендант Райнгант отказался дать кое-какие сведения и заявил: «Если бы я знал, что это по части питания школьников, я бы сюда не приходил...»
Несмотря на указания, которые они имеют о том, что такая помощь должна быть ими оказана в сотрудничестве с «Народной солидарностью», церковники в ряде случаев используют «Народную солидарность» только как ширму, как вывеску для большего влияния, но работают совершенно самостоятельно.
Так, по линии церкви организовано дополнительное питание детей в следующих общинах:
1. Лебус - 80 чел.
2. Бризен-Керсдорф - 120 чел.
3. Фалькенхаген-Петерсхаген - 100 чел.
4. Заксендорф - 125 чел.
5. Маншнов - 65 чел.
6. Боссен - 50 чел.
7. Брисков - 120 чел. Всего - 660 чел.
Во всех этих случаях церковники не обращают внимание на помощь детям действительно нуждающихся родителей, ослабленных физически, а только на тех детей, родители которых посещают церковь.
Например, в Зеелове отказано в этой помощи девочке Кессель, потому что ее отец - член РП ЛДП не посещает церковь и даже др. детямI католической церкви.
Используя эти возможности, они ведут агитацию против СНМ, например, евангелистский священник Миних (бывший чл[ен] ХДС) отказывался проводить погребения, крестины, свадьбы и т.д. тем детям, родители которых не посещают церковь, а ряду детей запрещал вступать в члены СНМ.
В городе Мюнхеберг священник СтахатII на преподавании урока религии заявил, что всех тех, которые являются членами СНМ, он обслуживать не будет...
11 ноября 1948 г. суперинтендант Райнгант появился на собрании СНМ в г. Зеелове и начал насильно дискутировать о религии.
Даже в тех случаях, когда питание проводится в сотрудничестве с «Народной солидарностью», церковники стараются не допустить представителей последних, например, в мае 1948 г. в Зеелове было организовано торжественное открытие питания детей. Член районного комитета «Народной солидарности» фрау Калиш зашла в зал проверить это мероприятие. К ней тотчас же подошел суперинтендант Райнгант и попросил ее удалиться, ибо «посторонним здесь якобы присутствовать нельзя...».
Церковь пытается оказать большое влияние на рабочих, новоземельныхIII и в ряде случаев на членов СЕП. Например, в кулацкой общине Марксдорф церковный совет состоит из новоземельных в большинстве переселенцев. Питание детей в наиболее промышленном центре Брисков, где большинство детей шахтеров, организовано по линии ... кирхи. Во многих общинах, как Мюнхеберг, Подельциг в церковных хорах поют даже члены СЕП, например, в деревне Подельциг поет член СЕП - фрау Ступке и др. В этой же общине молодой член СЕП - Вегнер Фриц, имеющий большое влияние на молодежь, вербует сторонников для церкви.
Из деревни Н.-ЛангзовI обратилась в фольксбильдунгсамтII делегация местной группы СЕП с просьбой разрешить им на вечере общины петь рождественские псалмы из Библии, иначе, мол, они не будут участвовать в общинном хоре.
Церковь использует свои возможности для противодействия хозяйственно-экономическим мероприятиям в районе и для антисоветской пропаганды.
Например, в г. Буков католический священник Кайлан, имеющий большое влияние среди переселенцев и молодежи, выступает на своих сборищах против воскресников к приказу 209115 и др., называя эти воскресники солидарности «рабским трудом» и что каждый верующий долженIII отказываться от них...
Не случайно в Букове на эти воскресники почти никто не ходит.
Евангелистские священники в г. Мюнхеберг - Стахерт и г. Фюрстенваль-де - Боер часто в своих выступлениях в церкви выступают против сотрудничества с Советским Союзом. Последний организовал в г. Фюрстенвальде около 5 таких молодежных кружков и около месяца тому назад «Курсы учителей» с целью их потом распределить по школам района...
Определенное влияние имеют церковники из Берлина. Например, по линии полиции в декабре 1948 г. изъяты в г. Фюрстенвальде и Боосене церковные плакаты о «помощи» в связи с проведенной денежной реформой и т.д. (Данные плакаты выслали по линии полиции в Потсдам).
Некий священник Вагенер из западных секторов Берлина вызывает всех переселенцев из г. Ландсберг-на-Варте в помещение Тиргартен-Берлин на собрание.
Присутствовавший там в декабре месяце рыбак Плецштойсер из г. Мюнхеберг рассказывает о той антисоветской пропаганде, которая происходит на этих собраниях. При слабой работе СЕП, СНМ и органов самоуправления священники завоевывают большой авторитет у населения. Например, в дер. Заксендорф священник Лизерт добился того, что к нему население идет за всяким советом, жалобой на порядок, помощью, 2 раза в неделю к нему собираются на дом на «беседы» 27-30 чел. молодежи, в то время как группа СНМ бездействует. По линии «Народной солидарности» в ближайшие дни организовывается питание 4000 детей школьников в г. Фюрстенвальде и испрашивается еще 1000 пайков для других населенных пунктов района, но, к сожалению, они не организовывают это в рабочих центрах и там, где церковники пользуются наибольшим влиянием.
Начальник отделения информации района Зеелов,
капитан Лейкин
Резолюция: Подполковнику Левину. Подполковник Мартемьянов. 21.1.49. Помета: Левин. 25.1.49.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 30-31. Подлинник.
3.16. Донесение начальника Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянова начальнику Управления информации СВАГ С.И.Тюльпанову о благотворительной деятельности церкви в земле Бранденбург
27 января 1949 г.
Секретно
№ 14/039
Начальнику Управления информации СВАГ,
полковнику т. Тюльпанову
Об использовании церковниками в своей политике благотворительных организаций
В земле Бранденбург церковники широко используют в своей политике и в усилении влияния на население благотворительные организации «Внутренняя миссия» (евангелическая церковь) и «Каритас» (католическая церковь), а также «Евангелическая взаимопомощь»I.
В ведении «Внутренней миссии» земли находятся:
11 школ сестер-диаконисс,
13 больниц,
20 домов отдыха,
свыше 70 приютов для дошкольников, школьников и так называемых дефективных детей,
6 рабочих колоний,
90 богаделен и домов для неизлечимо больных,
родильные дома и приюты для грудных детей,
133 детских сада,
282 санитарных пункта с 355 сестрами,
специальные пункты на вокзалах и т.д.
Только в районе Губен «Внутренняя миссия» содержит 3 детских дома на 240 детей, 3 богадельни на 157 чел., больницу «Вилькештифт» на 150 чел.
В г. Потсдаме «Внутренняя миссия» располагает 14 богодельнями, в которых находятся 514 чел., 4 сиротскими домами на 237 детей, 12 детскими садами на 660 детей, 11 пунктами, обслуживаемыми 21 диакониссой, больницей на 60 коек, ночным приютом на вокзале на 30 чел. и т.д.
В районе Лебус «Внутренняя миссия» организовала дополнительное питание в г. Лебус на 80 детей, Бризен-Керсдорф на 120 детей, Фалькенхаген-Пе-терсхаген - 100, Маншнов - 65, Боосен - 120; всего - 660 детей.
Характерным является то, что это дополнительное питание выдается не физически ослабленным или детям нуждающихся родителей а, как правило, детям тех родителей, которые посещают и поддерживают церковь.
Так например, в г. Зеелове было отказано в дополнительном питании девочке Кессаль потому, что ее отец, член РП ЛДП, не посещает церковь.
«Каритас» располагает в земле Бранденбург 15 детскими домами, в которых находятся 1057 детей, 7 богадельнями на 250 престарелых и целым рядом других благотворительных учреждений.
Так например, «Каритас» г. Губен создал специальную миссию на вокзале, которая обслуживает военнопленных предоставлением им бесплатного питания и ночлега.
«Каритас» и «Внутренняя миссия» осуществляют свою политику не только через свои благотворительные учреждения, но и путем оказания материальной помощи значительному количеству верующих различного рода продуктами питания и вещами.
Правда, в последнее время в связи с усилением деятельности полиции и «Народного контроля»116 доставка продуктов питания и вещей для «Каритас» и «Внутренней миссии» стала весьма затруднительной. Поэтому, церковные благотворительные организации практикуют выдачу талонов, по которым каждый в отдельности получает продукты и вещи непосредственно в организациях «Каритас» и «Внутренняя миссия» в западных секторах Берлина.
Кроме того, проводя нелегальные сборы продуктов и денег среди верующих, церковники имеют возможность выдавать некоторое количество продуктов и вещей натурой.
Имеют место факты, когда церковники используют в своей политике и «Народную солидарность».
Так, в гг. Бельциг, Тройенбритцен, Ленин, Брюк и Нимегк представители католической и евангелической церквей раздают населению товары, принадлежащие «Народной солидарности» от своего имени.
В г. Бельциг организовано питание для 310 школьников за счет «Народной солидарности», однако священник евангелической церкви Кицман скрывает это от детей и их родителей, заявляя, что это церковь помогает детям.
Случаи использования «Народной солидарности» в интересах церкви отмечены также и в районе Лебус.
Благотворительная работа используется для привлечения новых прихожан. Католическая и евангелическая церкви оказывают помощь и совершают обряды преимущественно тем, кто посещает церковь, и отказывают в помощи тем, кто не посещает ее.
Священник общины Геринг - Шлегель и г. Шторков - Вольф (район Бее-сков) при проведении богослужений для молодежи обеспечивают всех присутствующих горячим кофе.
Священники используют богослужения и осуществление обрядов в интересах церкви для антисоветской и антидемократической пропаганды. Так, в районе Беесков, пастор Шлегель (община Зауэн) при панихиде завил: «Когда я вчера шел со своим сыном через лес, он меня спросил: "Папа! А что будет, если сейчас из леса выйдут русские и убьют нас?" Я ответил, что тогда мы попадем на небо и это будет прекрасно».
Пастор Пахали из общины Ретцов (район Вестхафеланд) в проповеди 7 ноября 1948 г. выступил против конфискации юнкерского имения и распределения имущества среди переселенцев: «Люди, которые взяли мебель из дома госпожи фон Бредов являются чертовыми душами. Мы должны вытерпеть пока власти применяют насилие. Однако Бог дает людям другое сознание, с тем чтобы такие вещи больше не повторялись».
Этот же пастор при погребении ребенка в апреле 1948 г. заявил: «Если бы ты, - обращаясь к матери погибшего ребенка, заявил пастор, - не взяла бы землю по земельной реформе, твой сын остался бы в живых. Его смерть является наказанием за полученную тобой землю по земельной реформе».
В последнее время работа церкви особенно активизировалась. Церковники не ограничиваются только увеличением количества проповедей, а практикуют широкую обработку населения большим количеством пасторов, прибывающих из различных городов зоны и Берлина.
Так, 10 января 1949 г. в район Шпремберг прибыло 26 пасторов, которые провели в районе «Еремея-неделю»I. Для проведения этой недели, которая проводилась до 16 января, были использованы не только церковные помещения, но и помещения школ и ресторанов.
Во время этой недели были прочитаны проповеди на следующие темы:
1. Пророчество Бога о нашем времени.
2. Народ у бездны-пропасти.
3. Церковь и равновесие.
4. Послание Бога военнопленным.
5. Перспективы на перемену времен.
6. Милосердие Бога не имеет конца.
Характерным является то, что на проведение этой недели церковь не только не испрашивала разрешения органов информации, но даже не сообщила военной комендатуре о таком широком мероприятии. На месте нами были приняты соответствующие меры.
Активизация деятельности церкви объясняется тем, что контроль за ее деятельностью явно недостаточный.
Благотворительные организации, работая формально совместно с «Народной солидарностью», фактически проводят самостоятельную политику.
Настало время поставить вопрос о сосредоточении всей благотворительной деятельности в единой организации - «Народной солидарности». В первую очередь необходимо усилить контроль за благотворительными детскими учреждениями церкви, с тем чтобы при выявлении фактов антидемократического воспитания детей немедленно изымать эти детские дома из ведения церкви и передавать органам самоуправления или «Народной солидарности».
Необходимо усилить контроль за деятельностью церкви, ограничив ее рамками богослужений.
Выводы:
1. Церковь за последнее время значительно активизировала свою деятельность и оказывает значительное влияние на население земли, особенно на женщин и детей.
2. ДЖС и СНМ не ведут достаточной борьбы с усиливающимся влиянием церкви на женщин и молодежь.
3. Назрело время начать антирелигиозную пропаганду и всячески ограничивать церковную деятельность рамками богослужений.
4. Необходимо поставить вопрос о постепенном изымании из ведения церкви детских учреждений.
5. Органам информации усилить повседневный контроль за деятельностью церкви.
Начальник Отдела информации УСВА земли Бранденбург,
подполковник Мартемьянов
Помета: Черновой материал на семи листах уничтожила. Зав. делопроизводством] л[ейтенан]тI. 26.01.49.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 34-38. Подлинник.
3.17. Донесение начальника отделения информации УВК района Губен Васильева начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург К.В.Мартемьянову о детском доме католической церкви в местечке Нойцелле
28 февраля 1949 г.
Секретно
№ 096
Начальнику Отдела информации УСВА земли Бранденбург
1. В районе Губен имеется всего 3 дома дет[ских] ясель с охватом детей 240 чел., принадлежащих евангелической церкви, и 2 детдома с охватом 112 чел., принадлежащих католической церкви.
2. В феврале месяце проверен один детдом, принадлежащий католической церкви. Этот детдом находится в местечке НойцелеII и существует уже 50 лет. Этот детдом обслуживает только детей-сирот, у которых совсем нет родителей и родных.
По состоянию на 22 февраля 1949 г. в этом детдоме находилось 65III чел. в возрасте от 3 до 15 лет, из них:
девочек - 27 человек,
мальчиков - 28 [человек].
Все дети, по данным детдома, из Советской зоны оккупации Германии.
Детдом находится под ведением монастыря и обслуживается монашками. Всего обслуживающего персонала в детдоме - 40 чел., из них: 30 чел. монашек и 10 чел., работающих по найму.
Есть монашки, которые работают в этом детдоме по 10, 15 и 20 лет.
3. В распоряжении
детдома имеется 17 га
пахотной земли, 6 га
лугов и 4 га
леса, а также имеется 3 лошади, 3 коровы дойных и 2 молодняка рогатого ско
та, 6 свиней.
Вся земля принадлежит монастырю, но монастырь эту землю передал детдому.
4. Детдом находится в 4-этажном доме, хорошо оборудован и находится на хорошем месте - рядом лес и луга.
5. Дети в этот детдом поступают через церковь и от районного отдела по борьбе с беспризорностью, и за каждого ребенка церковь и отдел по борьбе с беспризорностью платят по 30 марок в месяц на содержание.
6. Дети в детдоме питаются тем, что на каждого человека детдом получает продкарточки по 5 категории и процентов на 40 в порядке дополнения к питанию, что получают по карточкам, еще из подсобного хозяйства, а именно - картофелем, капустой и другими овощами.
7. Дети в детдоме размещаются отдельно девочки от мальчиков; старшие возраста учатся в школе в данном населенном пункте.
8. При детдоме нет ни общественных организаций, ни партий. Детдом выписывает 3 газеты: «Теглихе Рундшау»117 - 1, «Фрайер Бауэр»118 - 1 и «Нойе Цайт»119 - 1.
Весь обслуживающий персонал, как монашки и наемный состав, принимали участие в опросе за единство и справедливый мир.
9. Все
дети ходят в одной форме, девочки в одной, а мальчики в другой
форме. На каждого имеется койка, постельные принадлежности - матрац, по
душка и перина одеватьсяI.
10. Детдом в 1948 г. расходовал средств только на содержание детей - 56 159 марок. Все эти марки поступили от отдела по борьбе с беспризорностью и церкви, и одна четвертая часть расхода покрывается от подсобного хозяйства.
11. Настоящий детдом находится в гораздо лучшем состоянии, чем детдом, принадлежащий отделу «Народной солидарности».
Отдел «Народной солидарности» совершенно не оказывает свое влияние на детдом, принадлежащий церкви.
По всем вопросам специально мною проведена беседа с председателем районного комитета «Народной солидарности».
Начальник отделения информации
в[оенной] к[омендатуры] района Губен,
майор Васильев
Резолюция: Подполковнику Левину. Ваше мнение. Подполковник Мартемья-нов. 4.III.49.
Помета: Не указано о политической работе детдома. Левин. 7.03.49.
ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 45-46. Подлинник.