года,  19:11
Главная
Общие сведения
Фонды
Деятельность архива
Проекты
Список публикаций
Публикации онлайн
Избранные места из переписки
В зеркале СМИ
Первичная организация РОИА
Прейскурант платных услуг
Выставки
Обращения граждан
Доска объявлений
Противодействие коррупции
Контакты
Карта сайта

   Поиск по сайту:
  

 
 
 
 
 
 

Работа в 2018 г.

Информация
о работе первичной организации РОИА в
Государственном архиве Российской Федерации


25 апреля сотрудники ГА РФ продолжили знакомиться с историей официальных резиденций глав Советского государства, в этот день - с так называемой «ближней дачей» И.В. Сталина. В настоящее время она расположена в черте Москвы, недалеко от Парка Победы на Поклонной горе. «Ближняя» - потому что располагалась всего в 12 минутах езды от Кремля.



Здание было построено в 1933 - 1934 гг. по проекту архитектора Мирона Мержанова - автора сталинских дач в Мацесте и Бочаровом ручье. Позже здание неоднократно перестраивалось и сохранилось в том виде, каким его оставил скончавшийся там Сталин 5 марта 1953 г.

Относительно небольшое, окрашенное в годы войны зеленой краской, двухэтажное строение. Несколько веранд, пристроенное хозяйственное помещение. Стены прихожей, как и всех других комнат, облицованы деревянными панелями. На одной из них карта мира, на другой так же фотокопия - Европы - с личными пометками Сталина, сделанными им в 1941 и 1945 годах (подлинники карт находятся в Государственном историческом музее). В центре правой вешалки, предназначенной для гостей, широкое зеркало, перед которым всегда брился вождь.





На первом этаже находится семь комнат. Практически всё время глава государства проводил в своём кабинете, в котором имелось два дивана для отдыха - на них он спал ночью.



Ближняя дача была местом устраиваемых приёмов. Для них был специально предназначен большой зал-столовая, в который гости попадали прямо из прихожей. Здесь бывали Мао Цзедун, Тито, Черчилль и многие другие известные зарубежные деятели и, конечно, все члены советского руководства, ученые, писатели, режиссеры. Посредине столовой находился полированный стол, окружённый довольно простыми и неброскими стульями. Угол помещения занимал небольшой рояль, на котором играл Андрей Жданов. Рядом с роялем большая радиола, подаренная Черчиллем. На полу - большой ковер, подарок иранского шаха во время Тегеранской конференции 1943 г.




Архивисты смогли воочию убедиться, что рассказы о роскоши интерьеров дачи не более чем миф; обстановку можно назвать более чем скромной, почти спартанской. И уж совсем аскетичным был гардероб Сталина - пара шинелей, сапоги, штопанное белье.



Сталин любил ближнюю дачу, предпочитая её другим своим подмосковным резиденциям. Во время войны и в послевоенный период он жил там почти постоянно. После смерти Сталина дачу предполагалось превратить в музей Сталина, однако после XX съезда КПСС от этих планов отказались.

По сей день дача и территория вокруг являются закрытым государственным объектом, охраняемым сотрудниками ФСО.


14 апреля. «Горки Ленинские» - место, где провел последние годы В.И. Ленин. Усадьба, ранее называвшаяся «Большие Горки», имеет свою самодостаточную и очень интересную историю, с которой знакомились архивисты ГА РФ.


Сегодня архитектурный ансамбль практически восстановлен в таком виде, каким он был накануне революции 1917 года. Типично русская усадьба XIX - начала ХХ век, последней хозяйкой которой была вдова известного промышленника и мецената Саввы Морозова и жена московского градоначальнике Анатолия Рейнбота Зинаида Григорьевна. На ее средства в 1909 году усадебный комплекс был полностью реконструирован, построены хозяйственный двор, водонапорная башня, конюшни и парковые беседки. В предреволюционное время Горки приобретают вид крупнокапиталистической сельскохозяйственной фермы. От многих других в Подмосковье ансамбль отличается тем, что в свое время в нем уже было электричество, центральное отопление, телефон. Впечатляют великолепие интерьеров главного дома с зимним садом и флигелей, где представлены произведения русских и западноевропейских художников, гобелены, хрустальные люстры, фарфор, замечательная коллекция мебели из карельской березы.


Конечно, на всем облике усадьбы имеется отпечаток своеобразного духа революции, связанного с Владимиром Ильичем Лениным, куда он приехал в 1918 году для восстановления здоровья после ранения. Любопытно, что Ленин написал о бывшем владельце усадьбы Рейнботе: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении. Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста»...

Обычно Ленин приезжал в Горки в нерабочие дни, но с зимы 1921 - 1922 годов стал проводить здесь основную часть времени. С 15 мая 1923-го он, тяжело больной, жил постоянно, здесь же и скончался. После смерти Ленина усадьбу занимала до 1949 года семья его брата Дмитрия Ильича.


Горки Ленинские - часть научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина», важного памятника советской эпохи. Экспозиция включает пять залов и посвящена послеоктябрьской деятельности вождя революции на посту председателя Совнаркома РСФСР, его работе и последних дней жизни в Горках - копии документов, фотографии, плакаты, знамёна, книги, значки. Представлены копии документов с автографами и рукописных текстов самого Ленина и его соратников, а также других известных политиков, революционеров, лидеров белого движения. Экспонаты отражают деятельность первого Советского правительства, ВЦИКа, историю Учредительного собрания, а также белогвардейского правительства Северо-Западной области, Особого совещания главнокомандующего Вооружённых сил Юга России. Здесь же размещается часть интерьеров, перенесенных из музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».


На территории усадьбы находится мемориальный гараж, в котором хранится единственный в мире полугусеничный автомобиль «Роллс-Ройс», купленный в Англии для правительственного автопарка, и которым пользовался глава Советского государства.


29 марта архивисты ГА РФ знакомились с Большим театром, его днем вчерашним и сегодняшним. Большой - во все времена он всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны. С этим театром связана не только культурно-просветительская деятельность, но и общественно-политические события, оказавшие влияние на жизнь всего государства. В Большом театре проходили всероссийские съезды Советов и партии, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.


Участники экскурсии получили возможность прикоснуться к его истории, начинавшейся как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Не раз горевший, перестраивавшийся, пострадавший в годы Великой Отечественной войны, он всякий раз восстанавливался в своем золотом блеске русского классического наследия, формируя яркие представления о развитии музыкально-театрального искусства в России.

Любуясь строгой роскошью зрительного зала, лож, фойе, лестниц и коридоров, участники экскурсии не могли не оценить значения проведенной в последние годы реставрации и реконструкции основного здания Большого театра. Эта работа стала колоссальным проектом мирового уровня.


Исторический облик, во многом утраченный за более чем полтора века, полностью восстановлен по итогам многочисленных архивных и натурных исследований. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация.

Особый интерес вызвало оснащение театра современным оборудованием, поставившим его в ряд лучших сценических площадок мира.

Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.

 



 

     
 

© Государственный архив Российской Федерации