года,  12:49
Главная
Общие сведения
Новости архива
История архива
Нормативные документы
Научная библиотека
Читальные залы
Фонды
Деятельность архива
Выставки
Обращения граждан
Доска объявлений
Противодействие коррупции
Контакты
Карта сайта

   Поиск по сайту:
  

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Выставка «Созвездие русского балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа»

Историко-документальная экспозиция "Созвездие русского балета", посвященная 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, открылась 28 марта в Выставочном зале федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге. Экспозиция организована Федеральным архивным агентством и Российским государственным историческим архивом. В выставке также участвуют Государственный архив РФ и другие архивы, музеи, театры Москвы и Петербурга.

Выставка «Созвездие русского балета» - это дань памяти великому балетмейстеру и его творчеству. В Россию 29-летний Мариус Петипа, известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт, заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один год. А в итоге он отдал русской сцене более полувека, служил при четырех российских императорах - Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Мариус Петипа считал Россию своей второй родиной. Он поставил здесь выдающиеся балетные спектакли, которые и сегодня идут на сценах всего мира.

«Но наша выставка, начинающаяся с документов времен Елизаветы Петровны, посвящена не только личности Петипа, а в принципе - истории всего русского балета. И тот, кто внимательно познакомится с этими документами, поймет, почему именно наш русский балет достиг таких мировых вершин», - сказал на открытии выставки руководитель этого масштабного проекта, директор Российского государственного исторического архива Сергей Чернявский. 

В экспозиции представили уникальные документы о службе Мариуса Петипа в России. Особый интерес представляет его личное дело за 1847-1910 годы, в котором содержится более 400 листов подлинных документов - докладные записки директоров императорских театров, рапорты режиссеров балетной труппы, контракты, формулярные списки, прошения, паспортные книжки, служебная и личная переписка.

Мариус Петипа обрел в России всемирную славу как крупнейший балетмейстер конца XIX века, создавший свод правил балетного академизма. Этот период в истории балета называют "эпохой Петипа". Петипа создал стиль академического балета, укоренил универсальную классическую школу, воспитал несколько поколений выдающихся танцовщиков.

Благодаря хореографическому таланту Петипа были осуществлены постановки, которые возвели русский балет на вершину мирового искусства. Особый раздел выставки посвящен постановкам балетов "Баядерка", "Дочь фараона", "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица".

Документальную основу экспозиции составили уникальные архивные документы из хранящихся в РГИА фондов: Дирекции императорских театров, Канцелярии министерства императорского двора, Коллекции планов и чертежей МИДа, а также личных фондов директора императорских театров И.А. Всеволожского и основателя и редактора «Ежегодника императорских театров» А.Е. Молчанова.

На протяжении всей жизни Мариус Петипа сотрудничал со многими выдающимися артистами, композиторами, писателями и государственными деятелями. В его балетах выступали лучшие артисты императорских театров - Агриппина Ваганова, Екатерина Вазем, Василий Гельцер, Павел Гердт, Александр Горский, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская, Михаил Фокин. В экспозиции представили их личные дела, формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и фотографии исполнителей в сценических костюмах.

Спектакли мастера отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий, но и тем, что он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. С его именем связано рождение трех балетов Чайковского - "Спящей красавицы", "Лебединого озера" и "Щелкунчика", а также балета Глазунова "Раймонда". Это были опыты симфонизации балетного танца.

Благодаря деятельности Петипа в России сохранили лучшие традиции европейского балета XVII-XIX веков, которые впоследствии, в первые десятилетия ХХ века, вернулись миру талантливыми русскими танцовщиками, педагогами и хореографами, работавшими в "Русском балете" Дягилева и в других европейских и американских компаниях.

Благодаря его хореографическому таланту, были осуществлены постановки, которые возвели русский балет на вершину мирового искусства, - «Баядерка», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие. В его балетах блистали выдающиеся артисты императорских театров, а публика признала русский балет лучшим в Европе.

На протяжении своей жизни М.И. Петипа сотрудничал со многими замечательными артистами, композиторами, писателями и государственными деятелями. В экспозиции представлены их личные дела, формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и фотографии исполнителей в сценических костюмах.

Интерес вызовут подлинные костюмы из его балетов - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и прочих мелких нарушениях театральной дисциплины. В рецензии на балет Петипа «Дон Кихот», например, есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 рублей за сезон».

Примеру Мариуса Петипа, принявшего российское подданство, последовали его дети, всего у него их было девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.

Как отметил выступивший на открытии выставки заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов, по программе празднования юбилея Мариуса Петипа планируется издание его дневников и мемуаров. Часть из них впервые выйдет на французском языке и станет доступна его соотечественникам во Франции.

Гостей доставляли на выставку в экипаже, запряженном конной парой, при входе им вручали значок с портретом Петипа. На открытии демонстрировались кинохроника из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов.

На вернисаже с балетными номерами выступили воспитанники детских хореографических коллективов города, олицетворяющие будущее отечественного балета.

Кроме ГА РФ, в выставке участвуют:
Российский государственный архив литературы и искусства
Российский государственный архив кинофотодокументов
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей городской скульптуры (г. Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Мемориальный музей «Разночинный Петербург»
Российская национальная библиотека
Государственный академический Большой театр
Государственный академический Мариинский театр
Российский государственный академический театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)

Директор РГИА Сергей Чернявский поблагодарил за сотрудничество всех партнеров по этой выставке.

Выставка открыта с 28 марта по 28 июня 2018 года.

     
 

© Государственный архив Российской Федерации