Выставка «Созвездие русского балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа»
26 марта 2018 г. Историко-документальная выставка «Созвездие русского
балета. К 200-летию со дня рождения М.И. Петипа» откроется 28 марта в Выставочном зале федеральных
государственных архивов в Санкт-Петербурге. Экспозиция организована Федеральным
архивным агентством и Российским государственным историческим архивом. В
выставке также участвуют Государственный архив РФ и другие архивы, музеи,
театры Москвы и Петербурга.
Выставка «Созвездие русского балета» - это дань памяти
великому балетмейстеру и его творчеству. В
Россию 29-летний Мариус Петипа, известный французский танцовщик и балетмейстер,
приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра
Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт,
заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один
год. А в итоге он отдал русской сцене более полувека, служил при четырех российских императорах
- Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Мариус
Петипа считал Россию своей второй родиной.
Благодаря его хореографическому таланту, были
осуществлены постановки, которые возвели русский балет на вершину мирового
искусства, - «Баядерка», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое
озеро», «Спящая красавица» и другие. В его балетах блистали выдающиеся артисты
императорских театров, а публика признала русский балет лучшим в Европе.
Документальную основу экспозиции составили уникальные
архивные документы из хранящихся в РГИА фондов: Дирекции императорских театров,
Канцелярии министерства императорского двора, Коллекции планов и чертежей МИДа,
а также личных фондов директора императорских театров И.А. Всеволожского и
основателя и редактора «Ежегодника императорских театров» А.Е. Молчанова.
На протяжении своей жизни М.И. Петипа сотрудничал
со многими замечательными артистами, композиторами, писателями и
государственными деятелями. В экспозиции представлены их личные дела,
формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и
фотографии исполнителей в сценических костюмах.
Интерес
вызовут подлинные костюмы из его балетов - «Спящая красавица», «Лебединое
озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и
сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна
Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных
случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время
репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и
прочих мелких нарушениях театральной дисциплины. В рецензии на балет Петипа
«Дон Кихот», например, есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил
настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в
балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о
выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете
«Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200
рублей за сезон».
Примеру Мариуса Петипа,
принявшего российское подданство, последовали его дети, всего у него их было
девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских
театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера,
Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.
На открытии выставки будет демонстрироваться
кинохроника из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов.
Кроме ГА РФ, в выставке участвуют РГАЛИ, РГАКФД,
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Российская
национальная библиотека, ряд московских и петербургских архивов, музеев.
Выставка будет работать с 28 марта по 28 июня 2018
года.